Copyright@ Cezarium 2021
Главная » История и культура » НОЧЬ КРАМПУСА
2019-05-26 нет комментариев История и культура Просмотры: 3567

НОЧЬ КРАМПУСА

Крампус, он же дьявол или чёрт — легендарное существо в фольклоре стран альпийского региона, спутник и в то же время антипод Николая Чудотворца, заменяющего Санта-Клауса и Деда Мороза. Ежегодно в ночь с 5 на 6 декабря эта парочка осуществляет по отношению к подрастающему поколению воспитательную функцию, делая это методом кнута и пряника — Чудотворец награждает хороших детей подарками, в то время как его напарник Крампус пугает их и наказывает за непослушание.

Изображать Крампуса принято в Австрии, Южной Баварии, Венгрии, Словении, Чехии, некоторых северных областях Италии (Больцано) и Хорватии. Облик этого создания и его прозвище варьируется в зависимости от местности. Как правило, в альпийском регионе Крампуса изображают как классического чёрта — рогатое и косматое звероподобное чудовище дьявольской внешности.

Ежегодно в ноябре и январе жители западных регионов Австрии одеваются в костюмы Перхтен (также известные в некоторых регионах, как Крампус или Тюифль) дабы осуществить древний языческий ритуал, которому уже более пятнадцати столетий, и с его помощью разогнать призраков приближающейся зимы. Этот ритуал — удивительная культурная достопримечательность Австрии, привлекающая в страну ежегодно толпы туристов. Каждый костюм изготавливается вручную и состоит из дюжины овечьих или козьих шкур, мастер может сконструировать до трёх костюмов за один день. Стоимость каждого костюма составляет примерно 500-600 евро. Резчику же по дереву требуется около 15 часов чтобы создать уникальную дьявольскую маску, которая которая обычно изготавливается из кедра и украшается козьими рогами. Маска стоит дополнительно 600 евро.

Традиционно мужчины наряжаются в наряд Крампуса в первую неделю декабря, а особенно в ночь с 5 (День Крампуса) на 6 декабря (День Св. Николая) и бродят по улицам, стращая детей звоном цепей и колокольчиков.

Легенды гласят, что когда Крампус находит капризного ребёнка, он засовывает его в свой мешок и уносит напуганное дитя в пещеру, предположительно чтобы съесть на рождественский ужин. В более старых версиях легенд Крампус похищает детей и уносит в свой жуткий замок, а останки потом сбрасывает в море.

Упоминания о Крампусе присутствуют ещё в дохристианском германском фольклоре. По некоторым характеристикам он проявляет сходство и с сатирами из древнегреческой мифологии. Во времена инквизиции католическая церковь запрещала празднования с участием ряженых, изображающих рогатых существ. Однако традиция изображения Крампуса сохранилась, и к XVII веку он утвердился в рождественских празднованиях как спутник Святого Николая.

В XX веке австрийское правительство также не поощряло культ Крампуса. После гражданской войны 1934 года режим Дольфуса наложил запрет на данную традицию. Тем не менее, к концу века традиция проведения празднований и гуляний с участием Крампуса обрела вторую жизнь и сейчас остаётся весьма популярной. При этом в Австрии проводилась общественная дискуссия на тему допустимости использования образа Крампуса для маленьких детей.

При всех различиях в изображении Крампуса некоторые его характеристики остаются общими: он покрыт шерстью, обычно бурой или чёрной, у него козлиные рога и раздвоенные копыта. Из пасти вываливается длинный заострённый язык.

Нередко Крампус несёт цепь, что символизирует оковы на дьяволе в христианской традиции. Для достижения большего эффекта он потрясает цепями. Цепи могут также дополняться колокольчиками разного размера. К языческим представлениям восходит такой атрибут Крампуса, как связки берёзовых розог, которыми он стегает детей. Наказание розгами играло важную роль в дохристианском обряде инициации. Розги могут заменяться хлыстом. Иногда Крампус появляется с мешком или лоханью за спиной — они предназначены для того, чтобы унести непослушных детей для их последующего поедания, утопления или отправления в преисподнюю.

За последние несколько десятилетий в Австрии как грибы выросли многочисленные деревенские Крампус-ассоциации с числом участников, превышающих сотню. Несмотря на все исторические препятствия карнавальная традиция растёт и укрепляется.

Якуб Рожальски (Jakub Rozalski) — «На стыке времен»

Источник

Обсуждения закрыты для данной страницы