Copyright@ Cezarium 2021
Главная » История и культура » Эпоха викингов, часть I
2017-06-30 нет комментариев История и культура Просмотры: 2824

Эпоха викингов, часть I

Представляем Вашему вниманию серию статей про викингов, их быт, культуру и вклад в развитие европейской цивилизации.

В XX столетии образ викинга в массовой культуре стал одним из самых узнаваемых. Как правило, этот образ в художественной литературе, кино и видеоиграх имеет весьма сомнительное отношение к исторической реальности. Перед нами предстает фигура бородатого дикаря в рогатом шлеме, единственными занятиями которого становятся война и грабеж. Вместе с тем реальное содержание эпохи викингов гораздо сложней, а исторические события гораздо интересней выдуманных. Кем в действительности были викинги, а самое главное – какую они сыграли роль в истории как Скандинавии, так и всей Европы?

Омываемый четырьмя морями – Балтийским, Северным, Норвежским и Баренцевым – скандинавский полуостров вытянулся с севера на юг почти на 2 тысячи километров. С юго-запада на северо-восток пролег горный массив, а по всему западному побережью море врезается в сушу узкими заливами – фьордами. Территория среднешведской низменности занята лесами и озерами, самые крупные из которых – Меларен, Венерн, Веттерн и др. Лишь южная оконечность полуострова – Сконе – покрыта плодородными равнинами. С континентальной Европой Скандинавию соединяет цепочка островов, крупнейшие среди которых – Зеландия, Фюн, Борнхольм.

Исторически и географически со Скандинавией тесно связана и Ютландия, разделяющая Балтийское и Северное моря. Казалось бы, само местоположение предопределило для Скандинавии роль своеобразной окраины Ойкумены, расположенной вдалеке от древних центров цивилизации и маршрутов миграций человека. Отсталый медвежий угол, куда долетают лишь слабые отголоски великих потрясений, а все технологические инновации проникают на столетия позже. И долгие тысячи и даже десятки тысяч лет так дело и обстояло.

Предки

Расположенная на севере Европы, Скандинавия дольше других регионов оставалась покрытой многокилометровой толщей льда, образовавшейся в последнюю ледниковую эпоху.

1Европа в эпоху последнего ледникового периода. Белым выделена покрытая льдом территория

Порядка 15 тысяч лет назад ледник начал отступать, а Балтийское ледниковое озеро, соединившись с Атлантическим океаном проливом, постепенно превратилось в море. Первыми людьми в этих суровых краях стали носители аренсбургской и родственной ей свидерской культур. Эти охотники, появившись в Скандинавии 12-10 тысяч лет назад, проникали все дальше и дальше на север, следуя за стадами северных оленей.

Здесь, как и на территории всей Европы, человеку приходилось приспосабливаться к меняющимся условиям. Тундра уступала место хвойным и широколиственным лесам. Исчезли мамонты, шерстистые носороги, ушли северные олени. Им на смену приходят дикие быки и кабаны, лоси и благородные олени. Потомками тех мезолитических охотников в значительной степени являются саамы, в дальнейшем, в силу изолированного положения, избежавшие заметного смешения с пришлым населением с юга и перешедшие позже на новый язык.

2Саамы. Фото около 1900 года

Одним из самых важных событий в человеческой истории стала неолитическая революция. Порядка 10 тысяч лет назад территория Плодородного полумесяца стала центром развития примитивного мотыжного земледелия. В дальнейшем земледельцы с Ближнего Востока принесли на территорию Европы технологии и сами культуры – пшеницу, рожь и овес.

В Центральной Европе складывается земледельческая культура линейно-ленточной керамики. Расположенная на севере континента Скандинавия долгое время оставалась в стороне от этих процессов, здесь обитали представители культуры Эртебелле – охотники и собиратели. Лишь спустя столетия местные охотники, смешавшись с земледельцами с юга, образовали неолитическую культуру воронковидных кубков.

Около 4–4,5 тысяч лет назад на территорию Скандинавии проникают представители культуры шнуровой керамики и боевых топоров – первые носители индоевропейских языков в этих краях. Шнуровики ассимилировали местных охотников и земледельцев, а языки, на которых те разговаривали, оказались забыты и канули в Лету.

3Петроглиф с изображением лодки. Альта, Норвегия

С этого момента южная часть Скандинавии становится окраинной частью территории, на которой происходит формирование древнегерманской племенной общности. Шнуровики приносят на полуостров технологию обработки бронзы, древнейшие изделия из которой найдены в Сконе и датируются серединой II тысячелетия до н.э. Уже в это время огромную роль в жизни скандинавов играет море. Свидетельством этого могут служить петроглифы, обнаруженные на территории современной Норвегии.

Другими символами эпохи нордической бронзового века становится солнечная повозка из Трундхольма, а также погребения, свидетельствующие о появлении знати и социального неравенства. Самое заметное из них – Кивикская гробница, обнаруженная на территории Сконе и указывающая на связи с Центральной, а возможно и Южной Европой.

4Повозка из Трундхольма

В середине I тысячелетия до н.э. на территории северной Германии и Скандинавии формируется прагерманская Ясторфская культура, с которой связывают начало железного века в регионе. Ее носители постепенно проникают на юг, к берегам Рейна, где вступают в контакты с кельтами.

Еще южнее рождались, переживали расцвет и гибли классические цивилизации Средиземноморья. Долгие столетия жители Южной Европы – греки и римляне – были уверены в существовании на севере загадочной Гипербореи. Реальность, однако, оказалась очень далека от мифических сказаний. В конце II столетия до н.э. германские племена кимвров и тевтонов неожиданно для всех вторглись в пределы Римской империи и нанесли ряд поражений римской армии, наголову разгромив Квинта Сервилия Цепиона при Арузионе.

Казалось, угроза может нависнуть над самой Италией, но Гаю Марию удалось в генеральном сражении сломить сопротивление варваров и ликвидировать угрозу республике. Нашествие кимвров и тевтонов не могло не привлечь внимание римлян к северу Европы, особенно после завоевания Цезарем Галлии. Но попытка подчинить германские земли завершилась полным фиаско – при Тевтобурге вождь херусков Арминий нанес римлянам поражение, безжалостно истребив три легиона. С этого момента граница между Римской империей и варварским миром прошла по Рейну, что позволило установиться хрупкому миру. Приграничная зона – лимес – стала местом разнообразных культурных и экономических контактов.

5Римская империя и ее соседи в начале II столетия

Это дало возможность Публию Корнелию Тациту собрать материал для написания своей «Германии» – первого подробного описания варварских племен, не подчиняющихся власти императоров. Им был составлен и список германских народов – свионов, англией, готонов и ругиев, обитавших на берегу Балтики – Свевского моря.

Сам Тацит характеризует обитателей Скандинавии – свионов – прежде всего как прекрасных мореходов: « Сильны они не только пехотой и вообще войском, но и флотом. Форма их кораблей отличается тем, что с обеих сторон у них находится нос, что дает им возможность когда угодно приставать к берегу; они не употребляют парусов, а весла не прикрепляют к бортам одно за другим; они свободны, как это бывает на некоторых реках, и подвижны, так что грести ими можно и в ту и в другую сторону, смотря по надобности».

О тесных связях германского мира с кельтами и империей свидетельствуют многочисленные находки. Это и уникальный котел из Гундеступа кельтской работы, и найденные на территории Скандинавии клады с римскими денариями.

6Гундеступский котел

Тациту принадлежит и описание использовавшихся германцами рун, позже ставших символом эпохи викингов. Первые рунические надписи наносились на оружии, фибулах, применялись при гаданиях. Наиболее вероятным прототипом для рунической письменности послужила латынь.

В этот же период начинается экспансия германцев на континенте. На территории Центральной и Восточной Европы формируются восточнопоморская, пшеворская и зарубинецкая культуры, в составе которых германский этнический элемент был весьма заметен. Однако шаткое равновесие между варварским миром и цивилизованным Средиземноморьем было нарушено в эпоху Великого переселения народов. Начавшись в IV столетии, оно полностью перекроило этническую и политическую карту Европы, приведя к гибели Римской империи.

Причины этого глобального потрясения известны: упадок Римской империи и движение на запад грозных тюркоязычных кочевников – гуннов. Еще один фактор – глобальное изменение климата. Начало малого ледникового периода привело к резкому похолоданию в Европе, а в результате трансгрессии Балтики часть территории, занятой германцами, оказалась под водой. Все это послужило причиной массового движения населения на юг и последующего прорыва римского лимеса.

Одним из основных центров миграций выступила Скандинавия. Это дало основания готскому историку Иордану в своей «Гетике» в VI столетии назвать остров Скандза (Скандинавию) утробой народов (vagina nationum), «исторгнувшей» во внешний мир целый ряд союзов племен: готов, герулов, ругов, гепидов и других. Судьба этих пестрых германоязычных конгломератов оказалась различной. Вандалов судьба привела в Северную Африку, вестготов – в Испанию, а англов и саксов – в Британию. На развалинах Западной Римской империи сформировались варварские королевства, а «германский мир» стал велик, как никогда прежде.

7Битва на Каталаунских полях, 451 год. Иллюстрация из журнала издательства Osprey

Но до Скандинавии доходили лишь слабые отголоски этих великих потрясений. Полуостров испытал массовый отток населения, а южное побережье Балтики, опустевшее после ухода вандалов и других германских племен, оказывается заселено славянами. Дальше на север соседями скандинавов становятся племена балтов, прибалтийских финнов и саамов, окончательно формируя этноязыковое пространство циркумбалтийского региона.

Судьба германских королевств на юге сложилась по-разному. Большинство из них погибло в крови и огне. Те, что смогли пережить темные века, например, держава франков, пошли по неизбежному пути христианизации и принятия отдельных элементов римской культуры. Это привело к определенной изоляции Скандинавии, превратило ее в своеобразный языческий бастион, где продолжала развиваться самобытная германская культура.

Для европейцев того времени север Европы представал в образе сурового и таинственного края, населенного загадочными народами. Согласно сочинению секретаря великого византийского полководца Велизария – Прокопия Кесарийского, большая часть острова Туле непригодна для жизни. На самом севере обитают дикие адогиты и скритифины, а другие жители поклоняются жестокому богу войны.

Однако относительная изоляция Скандинавии не означала отсутствия прогресса. V-VIII века для жителей балтийского региона стали временем изменения жизненных условий и технических инноваций. Рожь заменила пшеницу в качестве основной сельскохозяйственной культуры, лошадь превратилась в упряжное животное, выросла добыча железа. Наконец, к этому времени относится появление первых кораблей с парусами. Дальнейшая эволюция судостроительного дела привела к появлению классических кораблей викингов – драккаров.

Более отчетливо проступают контуры социальной структуры. Ее своеобразие предопределила сама среда, в которой жили скандинавы. В условиях низкой плотности населения и изрезанного горами, фьордами и лесами ландшафта основной единицей общественной жизни становится хутор. Хутор и его окрестности – пастбища, поля и охотничьи угодья – составляли одаль (наследственное владение бонда). Вместе с самим бондом проживало все его семейство и безземельные слуги-рабы. Именно хутор выступал своеобразным центром мироздания, сосредоточием порядка в мире хаоса. Поэтому в религиозной традиции скандинавов Мидгард противопоставлялся Утгарду (буквально: то, что лежит за оградой). В свою очередь, в роли центра самого хутора выступал длинный дом, в котором проживали все члены семьи владельца одаля.

8Длинный дом. Современная реконструкция в Музее викингов. Лофотенские острова, Норвегия

Обитавшие в одной местности бонды объединялись в соседскую общину. Несколько общин образовывали бюгд, а высшей формой социальной организации служили фюльки или ланды, границы которых первоначально соответствовали племенным. В качестве основного регулятора общественной жизни выступал тинг – собрание всех свободных мужчин. Неотъемлемой чертой этой структуры было и наличие племенной знати – конунгов или херсиров.

Законность сложившейся структуры общества в сознании скандинавов была закреплена в сказаниях о богах. Одно из них – «Песнь о Риге» – повествует о путешествии по Мидгарду стражника Асгарда – Хеймдалля. От него три женщины родили троих сыновей – Трэлла, Карла и Ярла, положивших начало трем стратам скандинавского общества – рабам, крестьянам и вождям. Роль ярлов, конунгов отчетливо проступает на сценах, изображенных на готландских стелах.

9Рунический камень из Стура-Хаммар, Готланд

Рост влияния знати привел к формированию первых заметных центров политической власти. Один из них возник в центральной Швеции. Именно здесь, в Уппсале, согласно преданиям и легендам правили первые конунги из династии Инглингов, восходившей напрямую к богу Фрейру. Зримым свидетельством былого величия местных конунгов выступают курганы, и по сей день возвышающиеся над округой.

Три королевских кургана стали местом упокоения живших в начале VI столетия конунгов. В результате раскопок была обнаружена золоченая рукоять меча и другие вещи, свидетельствующие о высоком статусе тех, в честь кого курганы были воздвигнуты. Быстрый упадок «державы Инглингов», по всей видимости, связан с внутренними распрями, сведения о которых дошли сквозь века благодаря «Саге об Инглингах».

10Королевские курганы Уппсалы

Начавшийся в середине VI века и непосредственно предшествующий эпохе викингов период стал временем динамичного роста скандинавского общества на фоне обособления древнескандинавского языка (Old Norse) от других германских диалектов. Быстрый рост численности и плотности населения, активное использование в морском деле прямого паруса – все это стало отличительными особенностями эпохи.

Еще одно знаковое явление – многочисленные элитарные погребения в ладьях. Самое известное из них было обнаружено в Средней Швеции (Вендель). Наряду с останками погребенных мужчин археологам удалось найти богатейший воинский инвентарь – «парадные» мечи, щиты и шлемы. Последние станут своеобразным символом «вендельского периода», в своей суровой красоте передавая дух той жестокой эпохи.

В эти десятилетия усиливаются связи с Британией. Несмотря на принятие христианства, англосаксы в культурном отношении по-прежнему очень близки к своим северным родственникам. О тесных контактах жителей острова с языческой Скандинавией свидетельствуют многочисленные воинские погребения. Наиболее ярким проявлением англосаксонской дружинной культуры является курган в Саттон-Ху, ставший последним пристанищем для одного из правителей Восточной Англии. В погребальной ладье были найдено огромное количество оружия, бытовых предметов и элементов воинской защиты. В том числе и шлем, схожий с обнаруженными на территории Швеции.

11Шлемы из Венделя (Швеция) и Саттон-Ху (Англия)

Позже подобные находки были сделаны также в Нортгемптоншире, Бенти Грэнж и Йорке. Созданный в эти десятилетия англосаксонский эпос «Беовульф» прекрасно показывает, насколько тесно контакты со скандинавами отпечатались в сознании жителей Британии.

Фигурирующие на страницах поэмы племена – даны, свеи, гауты – являются скандинавскими, да и действие разворачивается на территории Дании. Сам Беовульф – мужественный воитель из племени гаутов, равно как и пригласивший его Хротгар, выступают в качестве неких идеальных образов эпического героя и мудрого правителя, столь значимых для языческой дружинной культуры.

Но торговые и иные связи скандинавов не ограничивались соседними Британскими островами. Находка статуи Будды на острове Хельге (близ современного Стокгольма) свидетельствует о том, сколь неожиданны бывают маршруты путешествий не только людей, но и вещей. «Вендельский период» стал временем динамичного развития и господства «малых конунгов» – местных племенных вождей.

Но ничто не вечно. Внутри скандинавского общества зрели новые силы, которым было суждено сломать устоявшуюся социальную структуру и потрясти окружающий мир.

Продолжение следует.

Автор: Павел Степанов

Источник

Обсуждения закрыты для данной страницы