Штурм Мосула: let the battle begin!
Американские военные начали обстреливать позиции террористов Исламского государства (запрещена в России) в Мосуле (второго по величине иракского города) в рамках операции по освобождению города. Сражение обещает стать одним из самых масштабных за всю историю Иракской войны. Против 8-11 тыс. боевиков Халифата будет брошено от 34 до 42 тыс. человек из состава армии Ирака, Пешмерги, шиитского ополчения при поддержке США, Франции и Турции. По данным CNN, накануне ВВС Ирака сбросили на Мосул тысячи листовок, предупреждая о готовящемся наступлении. Власти призвали жителей не паниковать, оставаться в домах и избегать определенных частей города.
VIDEO: French artillery units providing support for #Mosul offensive — @Defense_Iraqpic.twitter.com/y2sSbuDLnV
— Conflict News (@Conflicts) October 17, 2016
Как заявил министр обороны Великобритании Майкл Фэллон, соглашение о совместной военной операции было достигнуто 23 сентября. Фэллон также добавил, что операция по окружению города начнется в течение ближайших недель. Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган пошел еще дальше, объявив дату начала наступления — 19 октября.
Мало-помалу становятся известны детали плана операции которая скорее всего будет многофазовой и займет несколько месяцев.
На первом этапе нужно будет завершить развертывание логистического центра операции на авиабазе в Кайяре в 60 километрах к югу от Мосула. База вновь перешла под контроль вооруженных сил Ирака в начале июля. Ее с тех пор модернизировали, чтобы она могла принимать военно-транспортные самолеты, что позволяет доставлять боеприпасы, топливо и продовольствие напрямую к линии фронта, а не возить все это грузовиками с иракских военных складов в районе Багдада, расположенных почти в трехстах километрах южнее.
Около 560 военных советников были переведены в Кайяру для помощи при наступлении (до этого США перебросили в Ирак 26-ю экспедиционную группу корпуса морской пехоты и подразделения 101-ой воздушно-десантной дивизии). США и Франция доставили на базу артиллерийские системы дальнего радиуса действия: мобильные гаубицы, дальность стрельбы которых с базы покрывает половину расстояния до Мосула и РСЗО использующие ракеты со спутниковым наведением. Время полета ракет до Мосула — 20 секунд.
База в Кайяре также служит местом сбора иракских вооруженных сил, готовящихся освободить Мосул. В основном, это военные подразделения, состоящие из представителей различных этнических и религиозных общин. Атаковать Мосул готовы около 11 бригад по 2000 человек каждая.
С территорий, находящихся неподалеку от Мосула, готовы перейти в наступление также пять вооруженных группировок, представленных местными племенами, и военизированной полиции, состоящие из 6000 человек, преимущественно суннитов.
Курдские отряды пешмерга и пара-тройка небольших отрядов военизированной полиции, состоящие из религиозных меньшинств (христиане и ярсаны), которую поддерживают курды, окружают Мосул с северо-востока и будут держать блокаду города с этой стороны.
Предполагается также, что добровольцам-шиитам с юга Ирака будет разрешено оказывать непрямую поддержку наступлению. Идея состоит в том, чтобы их участие в операции не было негативно воспринято преимущественно суннитским населением Мосула.
Представители группировки «Хашд аш-Шааби» не будут участвовать в основной битве за город. Им доверят обеспечивать безопасность на опустевших сельских территориях и дорогах к югу от Кайяры и к западу от Мосула.
С северо-запада должны действовать турки.
Во время этой фазы наступления США и силы коалиции постараются нарушить логистику боевиков в районе Мосула, нанося удары по ключевым трассам снабжения, мостам и технике боевиков, с целью затруднить сообщение с остальной территорией Халифата в Ираке.
Следующая фаза операции — продвижение по нескольким направлениям к окраинам Мосула. Скорее всего, основные силы пойдут до южной окраины города по шоссе Багдад-Мосул на западном берегу реки Тигр.
Другая колонна может двинуться по пустыне к западу от Мосула вдоль трубопроводов и трасс, чтобы отрезать подходы к городу на этом направлении и помешать боевикам «Исламского государства» привлечь новые силы или же бежать в Сирию. Остальные, вероятно, будут наступать на город с восточной стороны, продвигаясь к нему по восточному берегу Тигра.
Эта фаза будет проходить неравномерно: то беспроблемное продвижение вперед на десять миль, то ожесточенные бои на линии обороны ИГ, то передышка для пополнения запасов. Продвижение автоколонн иракских вооруженных сил и ополчения через пустыню будет сопровождаться многодневными бомбардировками позиций боевиков «Исламского государства».
При благоприятном ходе сражения, силы на разных окраинах Мосула, вероятно, постараются соединится друг с другом в нескольких точках к выборам в США, назначенным на 8 ноября.
Основные бои начнутся, вероятнее всего, в ноябре-декабре. Тогда первым делом организуют новую укрепленную логистическую базу к югу от города, в аэропорту Мосула. Это даст иракским вооруженным силам и коалиции возможность дислоцировать на месте командный пункт, боеприпасы и артиллерию.
Так как до 700 тысяч человек, вероятно, до сих пор остаются в городе, в ходе наступления иракских военных и международной коалиции может начаться массовый исход жителей из Мосула (как только боевики утратят контроль над границами города).
Это одна из причин, по которой силы коалиции могут откладывать начало наступления до тех пор, пока не будут готовы быстро овладеть городом целиком. Для них предпочтительней, чтобы местные жители остались внутри города и спрятались на время боев. Важно, чтобы жителей не было на улицах — это позволит наносить более точные авиаудары по боевикам «Исламского государства» и их боевым машинам.
Бомбардировки будут усилены в районах, где коалиция захочет прорвать оборону боевиков. Мишенью ударов станут и командиры ИГ, чтобы не дать джихадистам организовать сплоченную оборону. Возможно, однако, «Исламское государство» и не будет упорствовать в боях за большую часть Мосула. Территория города намного крупней, чем все, что им приходилось до этого защищать: с периметром свыше 50 километров — вдвое больше оборонных укреплений боевиков в Рамади. Вместо этого две-три тысячи боевиков, скорее всего, предпочтут окопаться в паре кварталов. Правительственный центр в западном Мосуле — символическое место, и об освобождении города не может быть объявлено без его взятия. В старом городе полно узеньких улиц, на которых вооруженные силы не смогут с легкостью использовать свои бронемашины, артиллерию или устраивать авианалеты.
Как только падут укрепления, а они могут пасть неожиданно быстро, как это было во время освобождения Фаллуджи, где все закончилось за три недели — начнется финальная фаза операции — стабилизация. Пытающихся скрыться боевиков нужно будет выявлять среди беженцев, нужно будет быстро и гуманными методами восстановить на освобожденной территории закон и порядок. Это может оказаться более сложной задачей, чем сама операция по взятию города.
Доктор Майкл Найтс является научным сотрудником Вашингтонского института ближневосточной политики. Он работал во всех провинциях Ирака и активно взаимодействовал с иракскими силами безопасности.
Халифат так же готовится к предстоящему сражению, стягивая дополнительные силы в Мосул, осуществляя минирование местности и подготавливая массированные атаки смертников, которые должны замедлять продвижение атакующих к городу. Сам город достаточно неплохо подготовлен к обороне. Помимо плотной жилой и индустриальной застройки, в нем прокопано немало подземных коммуникаций, оборудованы склады с боеприпасами. Уже сегодня, в рамках предупредительных мер, начались поджоги ям с нефтью, чтобы затруднить работу авиации и артиллерии штурмующих.
Также, по информации The Times, Террористическая организация «Исламское государство» ликвидировала десятки своих командиров в иракском Мосуле после того, как были раскрыты их намерения помочь иракским войскам захватить город.