Как «Заслон» спасал российских дипломатов
У главы российского диппредставительства в Турции Андрея Карлова не было охраны из числа бойцов спецотряда «Заслон» (7-й отдел Центра собственной безопасности Службы внешней разведки), в задачи которых входит защита дипломатов в других странах. Произошло это из-за отказа турецкой стороны на протяжении более 10 лет в разрешении на охрану сотрудников посольства вооруженными бойцами из РФ. Об этом ранее рассказал на правах анонимности один из сотрудников «Заслона». В беседе он также привел примеры того, как «Заслону» в экстренных ситуациях удавалось спасать жизни дипломатов.
— А как часто возникают ситуации, когда бойцам «Заслона» приходится применять свои навыки и умения?
В задачи бойцов «Заслона» в первую очередь входит сделать так, чтобы таких случаев не было. Важным моментом здесь является показать лицам, представляющим потенциальную угрозу, что за дипломатом стоит реальная, очень грубая и агрессивная физическая сила.
Как-то в Алжире наши бойцы поймали двух молодых людей, незаконно пробравшихся на территорию закрытого объекта. Сами они пытались оправдаться тем, что они вроде сталкеров и развлекаются подобным образом. Честно говоря, особой веры это не вызвало. С задержанными была проведена серьезная работа, в том числе с применением физической силы. Потом их отпустили и велели передать другим «сталкерам», что их появление рядом с объектом закончится тяжелыми увечьями, а возможно, и летальным исходом. Больше незваных гостей не было.
А уж всяких «мелких» инцидентов происходит много. То якобы случайно случается ДТП с машиной посла, — задача стоит организовать его моментальный отход под мощным прикрытием. То какие-то непонятные люди начинают ошиваться рядом с дипломатом, — тут без демонстрации оружия и того, что посол полностью прикрыт, а любая попытка атаковать его закончится смертью нападающих, — просто не обойтись. Обычно все подобные инциденты неслучайны — прощупывают почву, ищут слабые места в охране.
— А до прямых столкновений с нападавшими, когда приходилось применять оружие, доходило дело?
— Многие такие случаи никогда не придавались широкой огласке, поэтому и я не имею права о них сообщать. Только о некоторых. Например, мало кто знает, что в 1990-е годы в Болгарии были взяты в заложники сотрудники посольства. Действовать надо было моментально. Мы установили родственников преступников и через них весьма убедительно заставили отпустить пленников. В Ливии несколько корпусов посольства подверглись обстрелу. Тогда мы смогли увести сотрудников посольства в безопасное место и блокировать развитие вооруженной атаки.
Самая крупная операция была в Ираке, когда в этой стране началась война. Проводилась операция «Прорыв» — срочная эвакуация всех сотрудников посольства. Кортеж под прикрытием бронированных «Сабурбанов» с нашими бойцами ехал по специально выделенному коридору, когда с американской стороны начался обстрел колонны. В срочном порядке пришлось расставлять автомобили особым образом, чтобы никто не пострадал, и занимать оборону.
— И как все прошло?
— Могу только сказать, что с нашей стороны никто не пострадал, эвакуация была продолжены на автомобилях, которые не использовали при выставлении заграждения. У нас на инструктаже говорят одно. Дословно это можно сказать так: «Бросайтесь на пули, идите в одиночку на сотню боевиков. Плевать, что будет с вами, главное, чтобы охраняемый объект имел возможность уйти». И все бойцы «Заслона» готовы пойти на это, это наша работа. Но, еще раз повторюсь, главное умение и задача сделать так, чтобы возможные инциденты предотвратить заранее и до стрельбы дело не дошло. Хотя стрелять мы умеем отлично почти из всех видов оружия.