The Times: Огромные бреши в британской обороне
В британской обороне сегодня налицо зияющие бреши, ибо наши корабли настолько шумные, что российские подводные лодки могут услышать их с расстояния 100 миль. Наши беспилотники за миллиард фунтов стерлингов были заказаны 12 лет назад, но так пока и не поступили на вооружение. А наши легкие танки — слишком большие и не помещаются внутри транспортных самолетов.
Sunday Times провела журналистское расследование и обнаружила дефекты военной техники и неразбериху в закупочных контрактах как раз в тот момент, когда усиливается обеспокоенность по поводу того, что британские вооруженные силы не смогут защитить страну от серьезного военного нападения.
Sunday Times выяснила следующее:
— Вражеские субмарины могут обнаружить наши эсминцы типа «Дэринг» стоимостью миллиард фунтов за штуку на расстоянии до 100 миль, поскольку те под водой гремят как «ящик с гаечными ключами», заявил бывший начальник оперативного управления Министерства обороны контр-адмирал Крис Пэрри (Chris Parry).
— В адрес командования ВМС звучат обвинения в том, что перспективный фрегат «Тип 26» «станет золотым», поскольку оно настаивает, чтобы на его палубу мог садиться вертолет «Чинук» при проведении специальных операций. Этот проект отложили, а его стоимость катастрофически выросла, из-за чего Министерство обороны сократило количество фрегатов с 13 до восьми. А может сократить еще больше.
— Разведывательные беспилотные летательные аппараты сухопутных войск Watchkeeper (54 штуки) стоимостью 1,2 миллиарда фунтов стерлингов были заказаны 12 лет назад, но так пока и не поступили на вооружение из-за целого ряда технических недоработок.
— Новые самолеты морской разведки, приобретенные для британских ВВС в рамках контракта на три миллиарда фунтов стерлингов, «не в состоянии выполнять все возложенные на них боевые задачи» и уязвимы для кибератак, о чем говорится в американском военном докладе.
У шести эскадренных миноносцев типа «Дэринг» существуют проблемы с силовой установкой, из-за чего они не могут действовать в теплых морях. На каждый корабль устанавливаются новые дизельные генераторы, для чего в борту эсминца приходится вырезать отверстие. Источники в ВМС полагают, что на эти ремонтные работы уйдет около девяти лет.
На этой неделе Пэрри признался, что написал концепцию применения эсминцев типа «Дэринг», указав на то, что их конструкция должна обеспечивать нормальное функционирование корабля при температуре от +50 до —20 градусов Цельсия.
Пэрри, когда-то командовавший эсминцем «Тип 42» «Глостер», заявил, что эсминцы типа «Дэринг» под водой «шумят как в аду», из-за чего русские подводные лодки обнаруживают их на большом расстоянии. По его словам, Министерство обороны «вбухало деньги» в современные зенитные и противоракетные системы, но при этом «не подумало о противолодочном компоненте».
Адмирал считает, что после окончания холодной войны ВМС не уделяли должного внимания снижению шумности своих эсминцев, так как угроза со стороны российского подводного флота уменьшилась.
Однако за это время Россия вложила средства в разработку и строительство субмарин проекта 877 «Палтус», которым западные военно-морские эксперты дали прозвище «Черная дыра» за высокую скрытность.
«Мы на моем эсминце вставляли маленькие деревянные клинья между крышкой люка и замком, чтобы они не гремели, и чтобы снизить шумность корабля, — сказал Пэрри. — Мы все это забыли. Это безумие. Шумоподавление — это, наверное, самая большая проблема после окончания холодной войны, которую люди радостно игнорируют».
Министерство обороны заявило, что эсминец типа «Дэринг» это корабль ПВО, а поэтому малошумность для него «не главное требование».
Адмирал сэр Марк Стэнхоуп (Mark Stanhope), служивший начальником главного морского штаба, сказал, что малошумная конструкция корабля очень дорого стоит. «Шумоподавление нужно тем кораблям, которые обнаруживают и следят за подводными лодками. Мы при проектировании даже не думали о том, чтобы сделать „Дэринг» малошумным».
Генерал сэр Ричард Барронс (Richard Barrons) рассказал, что затраты на самые дорогие и сложные проекты, такие как подводные лодки и боевые корабли, увеличиваются на 7-11 процентов в год, и отчасти это объясняется тем, что правительство закупает самую передовую технику и оборудование всего у нескольких крупных военных подрядчиков.
«Если закупать подводные лодки в одном месте — а это требование промышленной политики и безопасности — то нужно быть готовым к дополнительным затратам. Такова суровая реальность жизни», — сказал Барронс.
Между тем, руководству военного ведомства придется в течение 10 лет ежегодно экономить один миллиард фунтов стерлингов, чтобы изыскать деньги на «недофинансированный» план по закупке военной техники.
Джон Лаут (John Louth), возглавляющий Королевский институт оборонных исследований, заявил на этой неделе, что бюджет Министерства обороны в настоящее время примерно в таком же положении, в каком он был до всеобщих выборов 2010 года, когда надо было заткнуть многомиллиардную черную дыру.
Бывший директор этого института Майкл Кларк (Michael Clarke) сказал: «После периода финансовой дисциплины с 2010 по 2015 год велика вероятность, что Министерство обороны снова возьмется за старое, откладывая проекты, снижая технические требования и совмещая старые системы с более дорогими программами продления срока службы».
Барронс призвал правительство модернизировать вооруженные силы, чтобы они могли противостоять угрозам со стороны усиливающейся России, и предупредил, что Британии необходимо совершенствовать свою кибернетическую и противовоздушную оборону для борьбы с обычными баллистическими и крылатыми ракетами.
Из-за многолетних денежных сокращений на военные нужды сухопутные войска, военно-морские силы и военно-воздушные силы остались с «жизненно необходимым минимумом» боевой техники и запасов материально-технических средств. «Мы имеем дело с повторяющимся процессом ослабления вооруженных сил, который вплотную подошел к точке невозврата», — сказал Барронс.
Министерство обороны заявило, что военный бюджет у Британии самый большой в Европе, и что он «с каждым годом увеличивается». Дополнительно оно сообщило: «Мы сосредоточились на реализации финансово доступной программы и максимально эффективно используем деньги налогоплательщиков, поставляя в вооруженные силы самую современную боевую технику, которая необходима для обеспечения безопасности страны».
Кошки-мышки с подлодками Кремля — крупнейшая проблема британского флота