Российский танк-невидимка
Сегодня, как и 30, и даже 50 лет назад, танки остаются основной атакующей силой сухопутных войск. Военные инженеры с самого первого появления танков на поле боя думали не только над тем, как наделить боевую машину мощным орудием и защитой от обстрела противника, но и перебирали способы, как максимально эффективно и быстро спрятать технику от глаз противника.
Успехи в маскировке танков на поле боя идут в ногу со временем — от картонных накладок и покраски на скорую руку инженеры перешли к современным методам «исчезновения» бронетехники практически со всех приборов противника.
Чудеса инженерии
Забегая вперед, стоит отметить, что у каждой страны подход к маскировке танков был похож на то, что использовалось противником. Отличий, впрочем, тоже было достаточно, однако чаще всего различия в способах маскировки заключались в том, где именно и в каких условиях техника использовалась. Одним из тех, кто умело использовал все доступные способы маскировки и вводил противника в заблуждение в период самой тяжелой и самой масштабной — Второй Мировой войны был немецкий генерал-фельдмаршал Эрвин Роммель, командовавший африканским корпусом германской армии.
Роммелю принадлежит едва ли не самый необычный способ поддержания высокой боеспособности собственной армии. Обладая втрое меньшими силами, чем войска союзников, немецкий стратег умело водил британских военных за нос, выдавая за танки… обычные автомобили. Бронетехники Роммелю для эффективных действий страшно не хватало, и тогда немецкий прагматик принял решение… создать свою собственную танковую армию.
Силами личного состава и с помощью подручного материала немцы наладили «производство» макетов танков, которые за час с небольшим монтировались на армейские грузовики. Максимально мобильные и скоростные «танки» Роммеля, склеенные буквально на коленке, ежедневно отправлялись на самые опасные направления, а британская разведка с воздуха очень скоро обнаружила, что танковая армия Роммеля существенно больше, чем рассчитывали союзники.
Однако, в одном из самых непростых своих сражений — осаде форта Эль-Мекили, в качестве основной движущей силы танковой группы Роммеля были задействованы полевые кухни и грузовики с боеприпасами, замаскированные под танки с помощью клея и пары крепких немецких военных. Хитроумная затея Роммеля удалась — довольно небольшой группой из нескольких танков и пары легких бронемашин удалось нанести союзникам целую серию крупных поражений, в ходе которых небольшая группа немецких войск захватила большую часть снаряжения и боеприпасов союзников. Справедливости ради стоит отметить, что среди британских военных так же было немало любителей «поиграть» с противником.
В противовес хитростям Роммеля чудеса маскировки собственной бронетехники проявлял Бернард Монтгомери. Чтобы сбить с толку Роммеля, британский военачальник отдал приказ создавать «ложную» бронетехнику. Следует признать, что приказ Монтгомери был выполнен с блеском — на обычные армейские джипы с помощью нескольких листов фанеры и крепких английских словечек монтировали пару бортов и такую же фанерную башню.
Помимо прочего, Монтгомери принадлежит и еще один уникальный военный эксперимент — скоростное переоборудование танков в грузовики с целью обмануть воздушную разведку противника. Двухсекционная частично металлическая конструкция превращала британский танк «Крусейдер» в обычный грузовик, ценность которого в условиях боя была существенно меньше.
Режим невидимости
Попытки сделать танк не только устойчивым к обстрелу, но и максимально скрыть присутствие техники на поле боя — задача, над которой военные инженеры бьются по сей день. Нанесение камуфляжного рисунка, «ломающего» силуэт танка — первый шаг к выполнению условия «невидимости» на поле боя. Несмотря на то, что применение специального рисунка значительно снижает заметность боевой машины, в применении деформирующего рисунка есть и существенные недостатки.
К ним относится, например, сильная зависимость покрашенного в такой камуфляж танка от природных и погодных условий, а также времени суток. В зависимости от выбранного рисунка в одних условиях, например ранним утром в густом лесу, танк может «сливаться» с окружающей растительностью, а вот при иных погодных условиях и времени суток будет сильно выделяться ярким пятном. Стоит отметить также, что сложный камуфлированный рисунок способен сильно осложнить работу операторов ПТРК или наводчику танка противника.
Из-за «ломаного» силуэта, в такой танк сложнее прицелиться — с большой вероятностью точка попадания ПТУР сместится от центра, и при выстреле может случиться рикошет или вовсе промах. Несмотря на существенную пользу, одного нанесения на танк деформирующего рисунка для полной защиты машины и экипажа недостаточно.
«В самом составе краски могут также применяться и специальные присадки, снижающие отражающую способность поверхности в радиолокационном или инфракрасном диапазонах», — поясняет военный эксперт, кандидат военных наук Сергей Суворов. Эксперт отметил, что специальные присадки, смешанные с краской — лишь часть защитных мер, которые могут быть реализованы.
«Накидка» для танка
Несмотря на достаточное количество современных материалов, специальных экранов и систем для снижения уровня заметности танка почти во всех диапазонах, наибольшую популярность и перспективность представляют специальные «плащи» из особой радиорассеивающей ткани. «Накидка» от НИИ Стали — один из них. Многослойная ткань, снижающая заметность танка в РЛ и ИК диапазонах в десятки раз, на сегодняшний день является одним из лучших решений по защите танка. Несмотря на то, что спрятать объект, тем более передвигающийся с довольно высокой скоростью — задача непростая, отечественным ученым обеспечить танк высокой степенью невидимости все-таки удалось.
Специалисты поясняют, что специальная ткань, разработанная по принципу тройной защиты (поглощение волн, их отражения и одновременного рассеивания) эффективно снижает обнаружение движущегося объекта (например танка) в несколько раз. Еще одним способом защиты современных танков от средств обнаружения стало применение специальных маскировочных конструкций (типа чехлов). В том числе — из ультрасовременных радиопоглощающих материалов.
В основу их действия положен принцип одновременного поглощения, направленного отражения и диффузионного рассеивания электромагнитных волн. Так, при оснащении танка радиорассеивающим маскировочным комплектом «Накидка» (разработка российского НИИ Стали) вероятность его обнаружения в ближнем ИК-диапазоне дневными и ночными приборами и прицелами, а также тепловизионными системами и головками самонаведения снижается на треть, а вероятность обнаружения и захвата инфракрасными ГСН в тепловом диапазоне — в два-три раза.
«Если объяснять простым языком, то вражеские ракеты, такие как «Хеллфайр», «Маверик» и другие, цель просто не видят, превращаясь в бесполезные вещи», — поясняет Сергей Суворов.
Специалисты так же поясняют, что уже в ходе испытаний «Накидка» подтвердила свою эффективность, «спрятав» целый танк от РЛС.
Конкуренты ждут?
Средства противодействия, как водится, разрабатываются и внедряются в ответ на угрозы. Современные зарубежные противотанковые ракетные комплексы, такие как американский «Джавелин», имеют крайне неприятный угол атаки — ракета прилетает танку не по привычной прямой траектории, а сверху, нанося максимально возможный ущерб. Специалисты отмечают, что у российских военных давно разработан и реализован специальный комплекс, осуществляющий обнаружение пусков ракет, подобных «Джавелину», в особо опасной зоне — сверху.
Комплект состоит из десятка датчиков, засекающих перемещение боеприпаса и выдающих команду на отстрел специальных аэрозолей, а также включение специальных систем-постановщиков помех. Помимо прочего, к подобной системе могут быть добавлены давно разработанные маскировочные комплекты «Накидка», маскировочные сети из РПМ «Терновник», а также теплозащитные экраны РТП-90.
Комплекс средств активно-пассивного типа, предложенный НИИ Стали, по словам специалистов, способен эффективно отвечать на подлет любых боеприпасов с любых направлений. Несмотря на высокую эффективность подобного «плаща-невидимки», российские ученые не единственные, кто работает в этом направлении. Компания BAE Systems, один из традиционных участников западных НИОКР в области обороны, в 2011 году представила систему активной маскировки под названием «Adaptiv IR Camouflage System».
Суть работы комплекса такова — на танк монтируется множество маленьких панелей, внешне похожих на рекламный баннер, который каждый из нас хотя бы раз в день видит на улице. Каждая панель может менять свою температуру и работает под управлением компьютера. Таким образом, как поясняют специалисты, система может создать тепловую картину окружающего фона или легкового автомобиля вместо БМП или танка.
«Здесь также важно понимать, что у системы есть одна особенность — воспринимается она только тепловизором. Другие средства обнаружения ее по-прежнему видят», — поясняет военный эксперт, кандидат военных наук Сергей Суворов.
Стоит также добавить, что до сих пор нет достоверных данных о серьезных (пусть даже полигонных) испытаниях подобной системы. К тому же сложность вычислительной техники и объем внедренной электроники на зарубежном танке таковы, что эксплуатация танка (или любой другой бронемашины) в боевых условиях максимально осложняются.
Неизвестно также и другое — примерная стоимость такого «апгрейда», которую специалисты оценивают чуть ли ни в треть стоимости самой бронемашины. Отечественные же комплексы для «исчезновения» танка отличаются простым решением вопроса поглощения, отражения и рассеивания волн и обнаружения техники в самых разных диапазонах. К тому же для новой системы уже разработан и производится (пусть и опытными партиями) танк Т-14, изначально создаваемый под внедрение большого количества стелс-технологий. Последний, но не менее важный вопрос, вопрос цены — по сравнению с зарубежным комплексом, управляемым сложной вычислительной техникой, «Накидка» дешевле в несколько десятков раз, а это значит, что применять его массово, в случае необходимости, не составит большого труда.
Источник: телерадиокомпания «Звезда».