Copyright@ Cezarium 2021
Главная » История и культура » Василий Зайцев: Каждый день я убивал от 4 до 5 немцев
2017-05-09 нет комментариев История и культура Просмотры: 1801

Василий Зайцев: Каждый день я убивал от 4 до 5 немцев

 Приводим статью El Pais 2014 г. написанную под впечатлением от знаменитых мемуаров советского снайпера Василия Зайцева, прославившегося во время Сталинградской битвы, изданных в то время в Испании. По их мотивам был снят фильм «Враг у ворот».

Каждый патрон используй с умом, Василий», — наставлял отец своего сына, когда они вместе ходили охотиться на волков в тайгу. Приобретенный тогда опыт он использовал в Сталинграде в отношении уже других волков — в человеческом обличье, но тоже серых. «Каждый день я убивал от 4 до 5 немцев», — напишет он позже. Леденящие кровь мемуары снайпера Василия Зайцева (1915-1991), Героя Советского Союза, одного из самых знаменитых представителей этой трудной и страшной профессии. Опубликованные в Испании издательством Crítica, они рассказывают читателю о той жестокой схватке, которую вели снайперы в годы Второй мировой войны. Мы оказываемся в самом сердце жесточайшей битвы, когда сидящий в укрытии стрелок видит глаза человека, которого он вот-вот убьет. Воспоминания непосредственно участника тех событий позволяют заглянуть во внутренний мир, проследить за действиями бойцов, которые всегда вселяли непреодолимый страх и какое-то нездоровое поклонение. Одним словом, приподнять тот мистический покров, который всегда окружает снайпера.

В воспоминаниях Василия Григорьевича Зайцева рассказывается о том, как действовал снайпер во время Сталинградской битвы, на личном счету которого было 242 убитых немца, включая 11 вражеских снайперов (уничтожение снайперов противника было одним из приоритетов). Драматические события, в которых участвовал Зайцев, легли в основу кинокартины «Враг у ворот», снятой режиссером Жан-Жаком Анно (Jean Jacques Annaud). Хотя некоторые историки, такие как Энтони Бивор (Antony Beevor) относятся к некоторым деталям этого повествования скептически (включая продолжительную и напряженную дуэль с опытным немецким снайпером, присланным специально для ликвидации Зайцева а именно это и является основой сюжета) Эти мемуары представляют собой интереснейшее описание жестокой и кровавой битвы в Сталинграде и читаются с замиранием сердца.

В одном из эпизодов Зайцев приказывает своей группе, состоящей из трех пар снайперов, не стрелять по немецким офицерам, которые, думая, что находятся в безопасности, умываются около окопа. «Это всего лишь лейтенанты, — говорит он. — Если мы прихлопнем мелкую рыбешку, то жирная рыба никогда не высунет голову». На следующий день они вернулись на исходную позицию. Решили не трогать высунувшегося было солдата. И вот тут-то и появляются те, кого они ждали. Полковник в сопровождении снайпера с замечательной винтовкой, майор с Рыцарским крестом в обрамлении дубовых листьев и еще один полковник, покуривающий сигареты с длинным и изысканным мундштуком. «Прогремели наши выстрелы. Мы целились в голову, как написано в учебном пособии, и четыре фашиста рухнули на землю, испустив дух». Еще был случай, когда он выстрелил в немецкого офицера, у которого на груди был Железный крест. «Я нажал на курок, и пуля прошла сквозь награду. Немец завалился назад, широко раскинув руки».

Зайцев начинает воспоминания рассказом о своем детстве. Его дед был потомственным уральским охотником и подарил ему первое ружье. Идя на охоту, он смазывал себя барсучьим жиром, чтобы заверь его не почуял. Охотясь на волков, он научился идти по следу и сидеть в засаде, что впоследствии поможет ему «в борьбе против других двуногих хищников, вторгшихся на нашу Родину». Будущий снайпер имел неплохое образование. Окончил строительный техникум и бухгалтерские курсы, работал страховым инспектором.

В 1937 году его призвали в армию и направили матросом на Тихоокеанский флот, и с тех пор он всегда с гордостью носил тельняшку под военной формой. Зайцев рвался в бой, попросил определить его в роту снайперов и, уже будучи старшиной, 21 сентября 1942 оказался в Сталинграде. Это было похоже на ад. В своем дневнике он запишет, что в воздухе стоял густой запах жареного мяса.

В своем первом бою, когда закончились боеприпасы, низкорослый и широколицый Зайцев, вовсе не похожий на сыгравшего его Джуда Лоу (Jude Law), вступает в рукопашную с немцем и убивает его. Здесь мы видим войну именно такой, какая она есть: «В конце концов, он прекратил сопротивляться, и я почувствовал тошнотворный запах. Умирая, фашист ко всему прочему еще и обделался».

Во время обороны знаменитого завода «Красный Октябрь» переживает тяжелые моменты. Идет так называемая «война крыс», когда противник прячется в подвалах и канализационных люках разрушенного города. В конце октября какой-то полковник увидел, как Зайцев тремя выстрелами из обычной солдатской винтовки уничтожил вражеский пулеметный расчет, состоявший из трех человек. «Выделите ему снайперскую винтовку, распорядился полковник. Зайцеву принесли Moisin Nagant 91/30, и полковник сказал ему: «Вот их уже трое. Теперь веди счет». Так он стал снайпером и вошел во вкус: «Мне нравилось быть снайпером и обладать правом выбора объекта; при выстреле мне казалось, что я слышу, как пуля пробивает череп врага». Зайцев бьет с дальнего расстояния — 550 метров и больше. Прицел позволяет хорошо разглядеть цель.

«Ты знаешь, побрился ли он, видишь выражение его лица, наблюдаешь, как он что-то напевает про себя. И пока твой объект проводит рукой по лбу или наклоняет голову, чтобы поправить каску, ты подыскиваешь наилучшую точку для выстрела. Он и не подозревает, что жить ему осталось несколько секунд». Нет ни сомнений, ни угрызений совести. «Навести мушку прицела между его глаз было несложно. Я нажал на курок, он подергался несколько секунд и застыл недвижимый».

Зайцев рисует советских бойцов исключительно в героическом и благородном свете, а немцев — жестокими: они добивают раненых при помощи огнеметов или бросают их на съедение собакам. Фашисты для снайпера — это «змеи», которые извиваются, когда он придавливает их ногой к земле.

В мемуарах содержится много советов снайперам (Зайцев затем стал инструктором). Родник или ключик – хорошее место для стрельбы по врагу. После выстрела немедленно смени позицию, чтобы тебя не обнаружили.

Стрелку нужно не более двух секунд, чтобы прицелиться и нажать на курок, но наблюдение и маскировка могут занять несколько часов и даже дней. Надо стать невидимкой. Терпение – залог успеха. Вопреки расхожему мнению снайперу действуют не в одиночку, а парами и даже группами, используя разного рода приманки и манекены, чтобы заманить врага в ловушку.

Знаменитой дуэли, о которой рассказывает фильм «Враг у ворот», посвящена целая глава книги. В воспоминаниях говорится о том, что пленный немецкий военнослужащий сообщил, что немецкое верховное командование, обеспокоенное растущими потерями, направило в Сталинград некоего майора Кёнингса, директора школы снайперов Вермахта, расположенной под Берлином, с единственной задачей ликвидировать знаменитого русского стрелка.

Немецкий и русский снайперы (в фильме его играет Эд Харрис) играют в смертельную игру. В итоге Зайцеву удается перехитрить и убить немецкого аса. Он выволакивает его труп из укрытия и вместе с винтовкой и документами передает командующему дивизией. Предполагаемый прицел этого предполагаемого (и проигравшего) немецкого снайпера выставлен в Музее Вооруженных Сил в Москве.

Энтони Бивор, автор знаменитой книге «Сталинград», детально исследовавший все отчеты снайперов о Сталинградской битве, имеющиеся в Центральном архиве Министерства обороны в Подольске, считает, что в действительности, подвиги Зайцева были сильно преувеличены, и он даже не был лучшим советским снайпером в Сталинграде. А лучшим был сержант Анатолий Чехов (не самая подходящая фамилия для того, кто занимается столь опасным ремеслом), еще один герой городской войны. В отличие от Зайцева, Чехов, использовавший что-то вроде глушителя, смотрел не на лица, а на знаки отличия. В первый день боев он уничтожил девять немцев; во второй – 17, а за восемь дней – 40. В общей сложности в ходе Сталинградской битвы Чехов ликвидировал 256 вражеских военнослужащих. В 1943 году под Курском он потерял обе ноги. Другими известными советскими снайперами были Иван Сидоренко, поставивший своеобразный рекорд, ликвидировав 500 немецких бойцов. На счету у еще пяти стрелков более 400 убитых немцев. Знаменитая женщина-снайпер Людмила Павличенко уничтожила 309 вражеских солдат и офицеров. После окончания войны стала историком.

В конце своих воспоминаний Зайцев пишет о ранениях, полученных на исходе Сталинградской битвы. Он потерял зрение от разрыва немецкой шрапнели и потратил немало усилий на то, чтобы его восстановить. Вернуться на фронт ему не разрешили, чтобы сохранить столь яркий пример советского патриотизма, и знаменитый снайпер стал обучать новые поколения бойцов. Написанные им пособия до сих пор используются в российских военных училищах. По окончании войны Зайцев был демобилизован в чине капитана и работал на текстильной фабрике в Киеве, постоянно вспоминая о боевых заданиях. Он умер за десять дней до распада СССР, он похоронен на Мамаевом кургане, где шли ожесточенные бои. Возможно, и сейчас дух великого стрелка продолжает наблюдать оттуда за своими объектами среди растворившихся во времени развалин Сталинграда.

Притаившаяся смерть

Среди других известных снайперов можно отметить:

— Финн Симо Хайха («Белая смерть»), лучший снайпер всех времен, убивший 505 советских военнослужащих во время советско-финнской войны (при этом он не использовал оптический прицел).

— Китаец Чжан Таофанг, в течение 32 дней уничтоживший 214 военнослужащих США и ООН в ходе Корейской войны, потратив на это всего 442 патрона.

— Американец Крис Кайл, стрелок отряда специального назначения ВМС США SEAL, убитый в Техасе своим сослуживцем. На его счету 160 ликвидаций, причем первой была смертница, приблизившаяся со взрывчаткой к группе морских пехотинцев. Бойцы иракского сопротивления называли его «Шайтан аль-Рамади» (дьявол Рамади), а его автобиография «Американский снайпер» стала бестселлером, по которому тоже был снят фильм. Не будем забывать и о его соотечественнике Ли Харви Освальде, бывшем морском пехотинце, обладавшим потрясающей меткостью.

— Лучшим снайпером немецкой армии времен Второй мировой войны – действительным прототипом майора Кёнингса — был австриец Маттхаус Гетценауэр, ликвидировавший 345 человек, причем одного из них с расстояния 1100 метров. Награжден Рыцарским крестом. Как и многие другие знаменитые снайперы III Рейха, принадлежал к альпийским стрелкам (Gebirgsjäger), эмблемой которых был цветок эдельвейса, как на фуражке Эда Харриса в кинофильме «Враг у ворот».

— Еще одним знаменитым снайпером Вермахта был Йозеф Аллербергер, использовавший для маскировки зонт. На его счету 257 убитых. Автор леденящих кровь воспоминаний «Снайпер на Восточном фронте» (издательство Pen & Sword, 2007). В одно из отрывков он описывает, как в буквальном смысле вылетают глазные яблоки из глазниц, когда пуля попадает человеку в затылок.

Источник

7 снайперов которые убили противника с очень далекого расстояния

Выстрел ценой в битву

Сверхточные и сверхдальнобойные

Новый российский снайперский комплекс «Точность» готов к серийным поставкам

Искусство сверхдальней стрельбы

Компания Heckler & Koch будет поставлять винтовки для американских снайперов

Обсуждения закрыты для данной страницы