Наступление на оплот ИГ в Ираке: почему так важен Талль-Афар?
Иракские военные заявляют о скором захвате города Талль-Афар, ставшего одним из последних оплотов «Исламского государства» в стране после возвращения Мосула под контроль Багдада.
Иракские военные на протяжении шести дней ведут ожесточенные бои за город в 55 км к западу от Мосула.
«Талль-Афар скоро полностью перейдет под контроль военных, только 5% территории города остается под контролем ИГ», — сообщил агентству Reuters представитель армии Ирака.
В городе остаются предположительно около двух тысяч джихадистов и от 10 до 40 тысяч мирных жителей.
После захвата Мосула армией Ирака, Талль-Афар, расположенный близ границы с Сирией, стал одним из важнейших оплотов экстремистской группировки «Исламское государство» (запрещена в России, Британии и многих других странах) в Ираке.
Несмотря на то, что это небольшой город, Талль-Афар фактически являлся «стратегической базой» группировки с 2014 года.
Почему так важен Талль-Афар?
Джоан Соли, ближневосточный корреспондент BBC
Сражение за Талль-Афар — непростая операция со многих точек зрения.
Битва за Талль-Афар может привести к росту напряженности в отношениях властей Ирака, иракских курдов, Турции и Сирии.
Талль-Афар с 2004 до 2006 года находился фактически под контролем предшественника ИГ — группировки «Аль-Каида».
До наступления ИГ большую часть населения города (200 тысяч человек) составляли иракские туркмены (или туркоманы), которые сохраняют свой язык и традиции.
Почти все туркоманы Талль-Афара — мусульмане-сунниты.
Как отмечает ближневосточный корреспондент Би-би-си Джоан Соли, их никогда не рассматривали как беспомощных жертв джихадистов: по данным источников в армии Ирака, именно туркоманы занимают руководящие посты в «Исламском государстве» — они становятся командирами, судьями и членами религиозной полиции.
Традиционно иракских туркоманов поддерживает Турция.
Анкара отказывается закрыть или переместить свою военную базу близ Мосула, объясняя свой отказ тем, что база может понадобиться для обороны собственной границы, а также для защиты местных туркоманов.
А только одна мысль о возможном участии турецких военных в операции в Ираке может лишить сна многих — от Вашингтона до Багдада.
За происходящим также внимательно следят лидеры курдов в Эрбиле — столице Иракского Курдистана — оценивая реальные и возможные угрозы со стороны суннитских боевиков, турецких войск и шиитских ополченцев.
Талль-Афар находится в двух часах езды от границы Ирака с Турцией, главная дорога из Мосула в Сирию идет прямо через город. Такое местоположение города делает его значимым для всех сторон конфликта и многих сил в регионе.
Кажется, что наступление иракских военных на Талль-Афар, учитывая его местоположение, было неизбежным.
Однако есть еще одна сложность — в составе самих сил, ведущих наступление на город.
В операции принимает участие приблизительно 40 тысяч военных — три дивизии иракской армии, силы коалиции, возглавляемой США, и ополченцы из «Хашд шааби» («Силы народной мобилизации»), большинство из которых — шииты.
В состав «Сил народной мобилизации» входит в том числе шиитская исламистская военизированная группа «Асаиб Ахль аль-Хакк», которая поддерживается элитным иранским Корпусом стражей исламской революции.
Ранее группировку «Асаиб Ахль аль-Хакк» обвиняли в ряде нападений и похищений на территории Ирака. Члены «Асаиб Ахль аль-Хакк» зачастую не скрывают своего презрительного отношения к суннитам, которые в основном населяют Талль-Афар.
После захвата Талль-Афара, иракские силы столкнутся с необходимостью в проведении еще одной — более масштабной — военной операции, которая может затянуться на многие месяцы.
В 290 км на юго-запад от Мосула — вблизи сирийской границы вдоль реки Евфрат, в провинции Анбар — под контролем у ИГ остаются ряд поселений, известные под общим названием Эль-Кайм.
Эти поселения течением Евфрата связаны с городом Дейр-эз-Зор, который сейчас является сердцем «халифата», провозглашенного ИГ три года назад.
В долине Евфрата, по приблизительным оценкам, остаются 15-20 тысяч боевиков ИГ.
Вытесняя боевиков ИГ из Ирака в Сирию, Багдаду не удастся улучшить ситуацию. Такое решение только добавит проблем Сирии.
Одно из решений — после возвращения контроля над селениями Эль-Кайм — передать полномочия по сохранению порядка на этой территории «Силам народной мобилизации».
В этом случае граница Ирака будет под контролем сил, тесно связанных с Ираном, которые в то же время поддерживаются властями в Багдаде, а Багдад, в свою очередь, поддерживается США и другими западными государствами.
*Исламское государство и Аль-Каида- экстремистские группировки, запрещенные во многих странах, включая Россию.