Вооруженные беспилотники: споры продолжаются
«Вооруженные силы в настоящее время должны учитывать стратегическое значение развертывания вооруженных беспилотных аппаратов (БЛА) в современном оперативном пространстве». Такова была тема заседания группы британского парламента по ударным дронам.
Обращаясь к политикам, войсковым командирам, промышленным и академическим кругам, бывший командующий международными силами содействия безопасности в Афганистане генерал в отставке Стенли Маккристал рассказал, как нынешние принципы боевого применения БЛА в настоящее время оказались «вне правового поля».
Эти мнение было поддержано генеральным директором королевского НИИ оборонных исследований ВС Великобритании профессором Майклом Кларком, который сказал, что к общественному восприятию «военных действий дронов» внутри и вне общепризнанных зон боевых действий необходимо подходить со всей серьезностью.
Коснувшись периода своего командования объединенным оперативным соединением специальных в 2003 году в Ираке, Маккристал рассказал, как борьба с Аль-Каедой заставила коалицию использовать лучшую практику подразделений низшего звена, полагавшихся на эту технологию для того, чтобы установить «идентичность цели», что было невозможно даже одно-два десятилетия назад. По сути, эта позволило создать «совокупность боевых групп», в принципах боевого применения которой технология БЛА представляла фактор, в корне меняющий ситуацию.
«Это сфера, о которой мы должны говорить, – продолжил Маккристал. – Осенью 2003 года, когда я начал исполнять свои обязанности в Ираке, у нас был один вооруженный Predator для проведения разведки, наблюдения и сбора информации и съемки полнокадрового видео. Это изменило методы проведения операций, а получение большего количества БЛА стало моим самым большим приоритетом».
«БЛА стали для нас немигающим глазом, который может искать цели часами, днями, даже неделями, позволяя видеть то, что не было видно прежде, и при этом дав нам понимание жизни, которое гораздо богаче, чем мом..ый снимок. Это в принципе изменило наше понимание поля боя».
Маккристал продолжил свою мысль, рассказав о том, как штурмовые подразделения сил специальных операций традиционно выполняли свои задачи отрядом численностью 20 человек при поддержке сил обеспечения безопасности периметра, состоящих еще из 80 солдат. Использование БЛА для охранения позволяло отправлять на задание всего 20 человек, тем самым, мы теперь могли выполнять пять подобных задач одновременно. «Это коренным образом изменило наши возможности по проведению операций», – пояснил он.
Впрочем, Маккристал предупредил, что технологический подъем в сфере БЛА, который позволил снизить стоимость и повысить точность, в настоящее время может понизить порог принятия решений типа «выполнять/не выполнять»: «В прошлом вы не проводили рейды, поскольку это было рискованно или вы могли нанести большой косвенный ущерб на земле. Но если теперь стало возможным просто проводить пуски ракет с БЛА, например ракет Hellfire, то это становится чрезвычайно привлекательным».
«Это может быть как раз то, что надо, но в связи с тем, что порог принятия решения понизился, это повод для осторожности и размышлений. Вы выпускаете по кому-то ракету, а это может иметь последствия второго и третьего порядка», – продолжил он, заметив, что операции БЛА воспринимаются местным населением как нарушение суверенитета.
«Мы ведем борьбу другого рода, пересекая границы и борясь с негосударственными формированиями. Правила размываются, – подчеркнул Маккристал. – Допустим, как нейтрализовать или захватить того, кто находится в неконтролируемой или плохо контролируемой правительством зоне? Рейд по захвату может восприниматься как больший риск, чем налет БЛА. Так стоит ли рисковать и не лучше ли сразу послать туда вооруженный беспилотник?»
БЛА с вооружением продолжают поддерживать специальные силы по всему миру, предоставляя им разведывательные данные и системы вооружения
«Международный уголовный суд еще должен принять удовлетворяющее всех решение по задержанию террористов и повстанцев, – продолжил Маккристал. – До тех пор пока мир не решит, как поступать с негосударственными формированиями, будет расширяться потенциал для летальных ударных действий».
Обратив внимание на то, что во время его пребывания в Ираке и Афганистане использование вооруженных БЛА принесло большую пользу, Маккристал заверил присутствующих, что 90% операций БЛА являются «положительными». Впрочем, он предостерег об определенных зонах риска, которые вооруженным силам и разведывательным структурам необходимо знать.
Рассказывая об операциях в Афганистане 2009 года, он напомнил, как воздушные удары коалиции стали причиной многочисленных жертв среди мирного населения. «Нам необходимо завоевать поддержку афганского народа, и мы не завоюем эту поддержку до тех пор, пока не перестанем убивать их. Для победы в войне необходима поддержка людей, поэтому мы сократили воздушные удары насколько возможно и повысили насколько возможно точность наших операций».
«По мере продвижения вперед в этом направлении были разработаны методы ведения боевых действий с гораздо большей осмотрительностью, чем средний человек мог бы ожидать. Мы максимально хотим повысить точность наших ударов», – продолжил он, не забыв упомянуть и о постоянном сопутствующем риске при проведении подобных операций в будущем.
«Есть здравый смысл, который должен быть всегда и должны быть общие принципы и направление. Мы можем использовать нашу воздушную мощь для защиты любой организации, но не можем использовать ее против врага, если есть риск для гражданского населения. Здравый смысл с гуманной составляющей – это лучшее, что мы будем делать».
Кроме того, Маккристал предупредил, что вряд ли мы станем свидетелями достижения «абсолютной точности» вооружения для БЛА в будущем. Здесь не должно быть иллюзий, поскольку в этом случае возникнет угроза очередного снижения порога».
Обратив внимание на продолжающиеся операции в Сирии против Исламского государства, Маккристал заметил, что большое количество вооружения, носимого над страной, не задействуется, поскольку воздушные суда не способны найти и обстрелять цели».
ВВС США продолжают бороться за «абсолютную точность», используя управляемые боеприпасы, в том числе и бомбы Unit-49 с GPS-наведением
«Пилотируемая авиация очень дорогостоящая в обслуживании и обеспечивает ограниченное время пребывания в заданном районе, особенно это верно для самолетов палубной авиации. Она просто не эффективна по затратам и при этом время для сбора информации и применения вооружения весьма ограничено».
«Беспилотники предлагают совершенно другие возможности при очень низких затратах и меньшем риске при выполнении большинства боевых задач; они просто часами могут оставаться в воздухе, что дает им возможность ударить в тот момент, когда нам необходимо. Это позволяет нам летать над указанным районом и выполнять задание, что с другими системами было бы большим риском. Впрочем, противник начинает менять тактику, исходя из предположения, что БЛА в данном районе присутствуют».
Маккристал далее предложил новую концепцию боевого применения для сирийской кампании в виде «группировки БЛА, контролируемой коалиционными силами», связанной с относительно небольшим числом «миротворцев» в виде специальных сил, которые будут выполнять точечные наземные операции. «Деятельность Исламского государства могла бы быть сильно ограничена в присутствии БЛА и коалиция могла бы создать стабильность в регионе намного быстрее», – предположил он.
Между тем, профессор Кларк сказал, что текущая ситуация на Ближнем Востоке и заявления в британском Обзоре стратегической обороны и безопасности о будущем использовании беспилотной технологии именно сейчас создают условия для обсуждения стратегического применения БЛА.
«Великобритания удвоит флот своих дронов Protector, в то время как сотрудничество Франции и Великобритании позволяет определить перспективы первого европейского боевого беспилотника и нового поколения эффективной беспилотной авиации. Британия также смотрит на беспилотник Zephyr класса HALE (высотный, с большой продолжительностью полета)».
«Большая часть технологии дронов обеспечивает чрезвычайно полезные для военных возможности, например сбор информации, разведка и наблюдение, но использование вооруженных дронов будоражит прессу и здесь есть еще вопросы для рассмотрения», – предупредил Кларк.
Кларк заметил, что в настоящее время возникает все больше и больше соблазнов применять беспилотники, так как их эксплуатация существенно дешевле, точечная ликвидация гораздо эффективнее массовых задержаний, а если какой-то аппарат и собьют, то в обществе будет намного меньше волнений.
Кроме того, Кларк упомянул об облике вооруженных БЛА в зоне боевых действий, пояснив, что они могли бы быть особенно эффективны в качестве сдерживающего фактора, но в тоже время могут создавать и негативный имидж. «Каковы стратегические последствия, возникающие при задействовании БЛА вне боевых районов?»
Наконец, упомянув об атаке американского БЛА вблизи Ракки, жертвой которой стали британские граждане Риад Хан и Рухул Амин, боровшиеся с Исламским государством, Кларк заявил о необходимости для Великобритании и ее союзников поддерживать высокие нравственные нормы в «войне идей».
«Удары БЛА должны быть однозначно законными. Что касается международных правил на основе выработанных норм (как оговорено в Обзоре стратегической обороны и безопасности), проблема с вооруженными дронами состоит в том, что они могут поставить эти правила под сомнение. Если при преследовании наших интересов мы действуем законным образом только лишь когда нам это выгодно, то о притязаниях на высокие моральные устои можно и не говорить».
«Мы движемся в направлении массового применения дронов. Вооруженные варианты в общем и целом понятны для меня в общепризнанных районах боевых действий, но существуют стратегические последствия как в этих районах, так и вне их», – закончил Кларк.
Комментарий
Преимущества применения БЛА в современном и будущем оперативном пространстве вполне очевидны, несмотря на общераспространенное неправильное мнение в СМИ касательно самостоятельного обнаружения и уничтожения целей. Это, конечно, миф. В свете ограничения возможного косвенного ущерба участие человека здесь сохранится не только при поиске и захвате целей, но также при подтверждении применения вооружения.
Впрочем, ведется большая работа по доработке и развитию принципов боевого применения БЛА и по мере развития технологий операторы подобных систем продолжат совершенствовать их в будущем.
Источник: topwar.ru