Как будет строиться международная политика Казахстана при новом президенте Касым-Жомарт Токаеве?
Предстоящие президентские выборы в Казахстане гарантированно закрепят процесс преемственности власти от Нурсултана Назарбаева к Касым-Жомарт Токаеву. Передача власти поначалу будет проходить гладко, но замедление казахской экономики и, связанные с этим социально-экономические проблемы, внесут свои коррективы. В краткосрочной перспективе К-Ж.Токаев вряд ли будет серьезно менять внешнюю политику Казахстана, но поддержание баланса между Россией и Китаем — двумя ключевыми игроками в Центральной Азии будет станет сложнее.
9 июня 2019 года в Казахстане официально появится первый лидер за три десятилетия. Эта дата знаменует собой президентские выборы в Казахстане, которые были перенесены более чем на год после того, как многолетний президент Нурсултан Назарбаев объявил о своей отставке в марте. До ухода в отставку Н.Назарбаев возглавлял Казахстан с 1989 года, то есть всю постсоветскую независимость страны.
На сегодняшний день Казахстан переживает первый в своей постсоветской истории процесс смены власти, который, вероятно, будет проходить спокойно, но в конечном итоге будет вынужден реагировать на нарастающие проблемы в социально-экономической и внешней политике. Смена лидера может поставить под угрозу внутреннюю стабильность Казахстана, а также отразиться на глобальных энергетических стратегиях ключевых внешних игроков России и Китая.
Переход власти на первый взгляд не кажется сложным во многом благодаря Н.Назарбаеву, который оставляет своему приемнику стабильную политическую систему. Тем не менее, тот внутренний баланс сил, который в течение десятилетий контролировал уходящий казахский лидер, уже сейчас начинает ощутимо меняться. Эти изменения становятся плохо прогнозируемыми в условиях экономического спада с одной стороны и усиливающимся давлением России и Китая с другой.
Основная задача, стоящая перед К-Ж.Токаевым это заполнение того огромного лидерского вакуума, который образуется после окончательного ухода от дел по сути основателя современной казахской нации Нурсултана Назарбаева.
Н.Назарбаев вел Казахстан в позднесоветскую эпоху, через экономическую и политическую турбулентность 1990-х годов и во времена нефтяного бума 2000-х. За это время он наблюдал за значительным ростом валового внутреннего продукта (ВВП) и улучшением уровня жизни (после первоначального краха в первые годы независимости), и его правительство построило Астану, блестящую новую столицу в северной Евразийской степи, сейчас переименованную в Нур-Султан в его честь.
К-Ж.Токаев будучи соратником Н.Назарбаева, также активно участвовал с казахском государственном строительстве. С момента назначения на должность министра иностранных дел в 1994 году К-Ж.Токаев занимал несколько ключевых постов в сфере внутренней и внешней политики, в том числе премьер-министра, председателя Сената и генерального директора отделения Организации Объединенных Наций в Женеве. Его опыт, технократический характер и лояльность к Назарбаеву, вероятно, были основными причинами, по которым бывший президент предпочел К-Ж.Токаева нескольким другим кандидатам, включая членов его собственной семьи и представителей влиятельных служб безопасности Казахстана.
Опыт К-Ж.Токаева обеспечит стабильность в Казахстане во время президентских преобразований и реформ, чему способствует тот факт, что Н.Назарбаев, вероятно, будет спокойно, но активно участвовать в балансе между ключевыми силовыми группировками страны, включая его семью, энергетический и деловой кланы и клан безопасности. (Соседнему Узбекистану не повезло, когда многолетний президент Ислам Каримов внезапно умер от аневризмы головного мозга в 2016 году, и это вызвало поспешную смену власти.) Н.Назарбаев продолжит выполнять функции председателя Совета национальной безопасности Казахстана и председателя правящая партия «Нур Отан». Назарбаев, вероятно, останется вовлеченным во все важные решения, поскольку он сохраняет титул «Лидер нации».
В этой связи многие эксперты считают, что К-Ж.Токаев фигура не долговечная и он лишь «временно» возлагает на себя бремя лидерства, подготавливая страну для старшей дочери Н.Назарбаева Дариге.
Как уже упоминалось, самая большая проблема К-Ж.Токаева в краткосрочной перспективе будет находиться в экономической сфере. Казахстанская экономика начала замедляться из-за падения мировых цен на энергоносители в 2014 году и слабого банковского сектора. Ежегодный рост ВВП страны снизился с более чем 10% в течение большей части 2000-х годов до чуть более 4% в 2018 году. Тяжелая интеграция Казахстана с Россией привела к негативным последствиям, когда экономический застой в России напрямую влияет на ситуацию в Казахстане.
В последние месяцы экономический спад привел к нескольким протестам и уличным акциям, где жители страны жаловались на низкие заработную плату и социальное пособие. Хотя эти демонстрации были относительно небольшими по размеру, в январе Н.Назарбаев потребовал минимального целевого показателя роста ВВП на уровне 5%. Он также призвал к реформе банковского сектора после того, как Цеснабанку, одному из крупнейших банков страны, потребовалась государственная помощь в размере 1,2 миллиарда долларов в начале года. Затем, в феврале, Назарбаев призвал к отставке правительства премьер-министра Бахытжана Сагинтаева из-за его неспособности решить социально-экономические проблемы.
Такие меры не решили основную проблему замедления экономики Казахстана из-за зависимости от экспорта нефти и природного газа. Когда К-Ж.Токаев официально вступит в должность, на него будет возложена обязанность что-то исправить, и у него не будет политического капитала, который Н.Назарбаев часто использовал для отвода вины. Протесты могут увеличатся в размерах и стать более ожесточенными — как происходило в 2011 году, когда бастующие нефтяники, требующие повышения заработной платы в западном городе Жанаозен, вызвали беспорядки и столкновения со смертельным исходом между демонстрантами и силами безопасности. В таком случает Казахстан станет более уязвим, а Россия и Китай через оказание финансовой и военной помощи смогут более эффективно влиять на внутреннюю и внешнюю политику страны.
Россия и Китай, державы с наибольшим влиянием на Казахстан, будут пристально следить за процессом трансферта власти. Казахстан долгое время поддерживал крепкие отношения с Россией и продолжает сегодня свое членство в Евразийском экономическом союзе и Организации Договора о коллективной безопасности под руководством Москвы. Однако быстрый экономический рост за последние несколько лет позволил Китаю стать основным игроком в Центральной Азии и потеснить Россию. Китай стал ключевым торговым и инвестиционным партнером Казахстана в рамках Инициативы «Пояс и дорога», а китайские военные активизировали свое участие в совместных военных и контртеррористических учениях с вооруженными силами Республики Казахстан.
Н.Назарбаеву удалось установить баланс между Россией и Китаем, в определенной степени добившись интеграции с обоими, сохранив суверенитет и автономию Казахстана. Однако любая политическая нестабильность в стране может угрожать этому равновесию. В конце концов, обе державы заинтересованы в сохранении своего влияния и реализации своих региональных интересов, и нестабильный Казахстан может повлиять на мировые энергетические рынки или потенциально усугубить протесты, миграцию и трансграничную милитаризацию. Беспорядки также могут повлиять на тесные связи Москвы в сфере безопасности и военных отношений с Казахстаном или подорвать китайские инвестиции и инфраструктурные проекты в стране. Влияние Китая в регионе продолжает расти, что потенциально позиционирует Пекин в качестве прямого противника Москве.
К-Ж.Токаев во всех своих последних выступлениях подчеркивает , что он сохранит внешнеполитические позиции Н.Назарбаева, но реальность, в которой усиливается борьба за Казахстан между Россией и Китаем может подтолкнуть нового лидера к расширению связей Казахстана с другими внешними субъектами, такими как Соединенные Штаты, Европейский союз и Турция. Это решение позволит диверсифицировать экономические и политические связи страны и потенциально даст ей большую автономию. Но этот путь имеет свои недостатки. Казахское руководство привыкло иметь дело с ближайшими соседями и не обладает обширным опытом участия в глобальной конкуренции держав, где любая ошибка может стать фатальной для руководителя страны.
Источник: stratfor.com