Copyright@ Cezarium 2021
Главная » Террариум » Роль Турции в ливийском конфликте
2020-01-28 нет комментариев Террариум Просмотры: 1013

Роль Турции в ливийском конфликте

По оценке турецких экспертов, недавнее выступление президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана на мирной конференции по Ливии в Берлине показало, что совместная российско-турецкая инициатива по прекращению огня в Ливии может быть попыткой взять на себя ведущую роль в усиленном европейском стремлении положить конец столкновениям между соперничающими группировками. Интересно, что посольства Франции, Германии, Италии, Великобритании и США, а также Делегация ЕС в Ливии приветствовали принятие ливийскими сторонами соглашения о прекращении огня 12 января, не упомянув в своем заявлении о российско-турецком призыве к прекращению огня.

Кроме того, в диппредставительстве США в Ливии отметили, что размещение российских наемников и поддерживаемых Турцией сирийских боевиков значительно ухудшило безопасность в стране. Президенты России и Турции, поддерживающие противоборствующие стороны в ливийском конфликте, призвали к прекращению огня в охваченной войной стране, а премьер-министр Италии Джузеппе Конте 8 января принял в Риме Халифу Хафтара, командующего Ливийской национальной армей (ЛНА) и представителей правительства национального согласия (ПНС).

В тот же день премьер-министр ПНС Фаиз Саррадж встретился с лидерами ЕС в Брюсселе. После того, как Хафтар покинул российско-турецкие мирные переговоры в Москве 13 января, не подписав соглашения, президент Эрдоган пообещал преподать ему урок, если он не прекратит свои атаки на ПНС, сообщают турецкие СМИ.

Хафтар на сегодня категорически отвергает  роль Турции в качестве одного из посредников организации внутриливийского диалога  и потребовал создания Комитета ООН для наблюдения за роспуском  ополченцев, поддерживающих правительство в Триполи. Выступая на следующий день в турецком парламенте, президент Эрдоган рассказал о своих усилиях, направленных на обеспечение участия Катара в мирной конференции, заявив, что «в воскресенье в Берлине состоится встреча, на которой лидеры обсудят Ливию. В конференции примут участие представители ряда стран, в том числе США.

Россия проинформировала все стороны о том, что Тунис и Катар также должны присутствовать за столом переговоров; однако мы пока не получили положительного ответа». Как мы и говорили ранее, именно участие Дохи в этой конференции была одной из главных камней преткновения, поскольку катарское участие с порога отвергалось двумя основными спонсорами Хафтара в лице ОАЭ и АРЕ. И катарцы в Берлин так и не приехали, что делает все заключенные договоренности очень условными. Это не говоря уже о позициях по поводу перемирия ОАЭ и АРЕ.

Параллельно с встречами итальянского премьер-министра 9 января в Риме американские официальные лица встретились отдельно с министром внутренних дел ПНС Фатхи Башагой и Халифой Хафтаром, чтобы «подтвердить всем ливийским сторонам критическую важность выработки прочного политического решения кризиса, которое позволило бы деэскалировать военную активность и наметить курс на лучшее будущее для всех ливийцев».

Согласно пресс-релизу посольства США в Ливии, американская делегация выразила серьезную озабоченность своей администрации «по поводу токсичного иностранного вмешательства в конфликт и подтвердила полную поддержку Соединенными Штатами суверенитета и территориальной целостности Ливии».

Кроме того, в заявлении подчеркивается, что делегация США призвала обе стороны вернуться к внутрививийским политическим переговорам, «которые могут создать общую основу для прогресса по разделяющим их вопросам». То есть участие США во внутриливийском досье: а) является в принципе по большому счету разновекторым; б) и оно не является активным: Вашингтон явно не хочет брать на себя первые роли, отдавая себе отчет в практически полной тупиковой ситуации.

В этой связи надо отметить, что, несмотря на все встречи в Берлине и принятия  заключительного коммюнике, Турция на сегодня продолжает наращивать свои силовые  ресурсы в Ливии и соответственно активизирует связи со  своими сторонниками на этом направлении.

Турция поддерживала и поддерживает отношения с  попавшими на  санкции ООН лицами и радикальными группами в Ливии, включая «Фронт аль-Сумуд», «Бригады обороны Бенгази» (БОБ) и Ливийскую исламскую боевую группу (LIFG), в том числе и сейчас, когда    она перебрасывает в Ливию сирийских боевиков-джихадистов. Глава «Фронта аль-Сумуд» Салах Бади попал под санкции Комитета СБ ООН по санкциям в отношении Ливии, который требует, чтобы все члены ООН ввели замораживание активов и запрет на поездки, за его преступления, которые включают нападение на международный аэропорт Триполи в 2014 году. Он также разыскивается Международным уголовным судом (МУС) за подрыв политического урегулирования в Ливии посредством его поддержки вооруженного сопротивления.

Более того, 18 ноября 2018 года Министерство финансов США объявило о включении Салаха Бади в свой санкционный список по Ливии. По данным Казначейства США, Бади подорвал мирный процесс, безопасность и стабильность в стране, а его ополченцы применили разрушительные ракеты в густонаселенных районах во время столкновений в Триполи в сентябре 2018 года. В 2015 году Бади нашел убежище в Турции и находился в Стамбуле до августа 2018 года. Он вернулся в Триполи в конце августа, чтобы поддержать операцию по захвату столицы.

Он поддерживал отношения с турецкой разведкой и помощниками президента Эрдогана, общался с турецкими СМИ и заявил о своей поддержке турецкого правительства во время своего пребывания в стране. После попытки государственного переворота в 2016 г. он рассказал «Ени Шафак Дейли», рупору режима Эрдогана, что в ночь попытки государственного переворота он и его люди вышли на улицы и направились к Босфорскому мосту, а затем встречали Эрдогана в аэропорту Стамбула.

Он также утверждал, что они были среди тех людей, которым удалось остановить танки в городе. Интервью показало, что ливийские боевики-джихадисты также могли быть использованы президентом Турции Эрдоганом в ночь неудавшегося переворота 15 июля 2016 года, для стабилизации ситуации.   Недавно группа экспертов ООН по Ливии, учрежденная в соответствии с резолюцией 1973 СБ ООН, установила, что крупная партия противоминно-защищенных автомобилей Kirpi 4×4, изготовленных турецкой компанией BMC, была переправлена доверенным лицом Салаха Бади  и Мухаммеда бен Гуши из бригады «Аль-Марса» Ашрафом Мами в Триполи    (перевозку осуществляла судно MV Amazon под молдавским флагом) 18 мая 2019 года.

BMC  в  2013 году была национализирована турецкими  правительством и затем продана бизнесмену Этему Санкаку, близкому к Эрдогану, по сильно заниженной цене, в то время как долги компании были оплачены налогоплательщиками.

Турция также имеет тесные связи с LIFG и другими исламистскими группировками, которые были определены ООН в качестве иностранных террористических организаций, и настоящее время именно Стамбул является главным городом их базирования. Как и другие видные ливийские деятели, Абдельхаким Бельхадж, бывший лидер LIFG, встречался с лидерами Сирийской свободной  армии в Стамбуле и на границе с Турцией в 2011 году, сообщает Daily Telegraph. Бельхадж отправил ливийских боевиков обучать сирийских противников Б.Асада,  передавал деньги и оружие сирийским оппозиционным группировкам. Члены LIFG назвали готовность президента Эрдогана разместить турецких военных в Ливии для поддержки вооруженных группировок, связанных с ПНС, важным политическим событием.

По данным местных ливийских СМИ, еще одна турецкая креатура Мухаммед аз-Захави, лидер ныне несуществующей организации «Ансар аш-Шариа», известной своей террористической атакой на диппредставительство США в Бенгази, в результате которой погибли четверо американцев, в том числе посол Кристофер Стивенс в 2012 году, был ранен в Бенгази в октябре 2014 года во время боев с силами Халифы Хафтара.

Из-за тяжелых травм он провел некоторое время (октябрь 2014-январь 2015) в Турции, где проходил лечение, а затем была подтверждена его смерть в Турции  в январе 2015 года. По сообщениям некоторых местных СМИ, он скончался от полученных травм в больнице, но труп для захоронения был перевезен в Ливию. Если эти сообщения верны, то джихадист М.аз-Захави проходил лечение в Стамбуле уже после  26 ноября 2014 года, когда турецкое правительство объявило «Ансар аш-Шариа» террористической организацией.

Турция постоянно стремилась поддерживать воинствующие исламистские группировки как через снабжение оружием, так и финансово, вплоть до нарушения резолюции 1973 Совета Безопасности ООН, которая была принята в 2011 году в рамках передачи ситуации в Ливии на рассмотрение Международного уголовного суда (МУС). Турция также стала убежищем для ливийских исламистов, находящихся в международном розыске, таких как Салах Бади, Мухаммед аз-Захави и Абдельхаким Бельхадж.

После восстания в Сирии в 2011 году десятки джихадистских ливийских боевиков присоединились к оппозиционным группировкам в Сирии, а Ливия стала транзитным пунктом для боевиков из Западной Европы и Магриба, направляющихся в Сирию. Согласно сообщениям, некоторые из этих боевиков посещали тренировочные лагеря в Мисурате и Бенгази в Ливии. Сегодня Турция активизировала свои операции по отправке турецких частных военизированных формирований группы САДАТ и сирийских джихадистов, которые ранее обучались ливийскими инструкторами, для борьбы на стороне ПНС.

По имеющимся данным, Турция уже перебросила на сегодня в Ливию более 1200 сирийских боевиков. Президент Эрдоган подтвердил 5 января 2020 года, что турецкие войска уже находятся в Ливии и что «боевые подразделения [джихадистов], которые не прикреплены к турецкой армии, будут играть боевую роль». «Национальная разведывательная организация Турции [MIT] уже работает в Ливии», — сказал он также во время церемонии открытия новой штаб-квартиры MIT 6 января.

В этой связи обратим внимание на секретные разведывательные документы, полученные оппозиционным сайтом Nordic Monitor, которые показывают, как джихадистская группировка  во главе с Абдаладимом Али Мосса Бен Али, ливийским гражданином, имеющим тесные связи с «Аль‐Каидой» (запрещена в России, принимала участие в переброске иностранных боевиков и оружия из Ливии в Сирию через Турцию.

Доклад турецкой полицейской разведки, подготовленный для внутреннего распространения, также выявил тесные связи между членами Ливийской джихадистской группировки Бен Али и тогдашним премьер-министром, а ныне президентом Реджепом Тайипом Эрдоганом. Лидер группировки Бен Али тесно сотрудничал с Федаа Маджзубом, который поддерживал контакт с тогдашними главными советниками Эрдогана Ибрагимом Калыном (ныне пресс-секретарем президента) и Сефером Тураном (ныне главным советником президента) при организации передвижения иностранных боевиков и поставках оружия.

Группе Бен Али было поручено принимать иностранных боевиков, прибывающих из Ливии, переводить их в турецкую провинцию Хатай на границе с Сирией и при необходимости связываться с их семьями, говорится в сообщении. В полицейском отчете содержались секретные документы Национальной разведывательной организации (MIT), которые раскрывали разведданные о связях «Аль-Каиды» в Ливии с Турцией начиная с июля 2012 года.

Согласно докладу, Бен Али помогал другой ливийский джихадист, Махди аль-Харати, который был на борту «Мави Мармара», флагмана «Флотилии свободы» в мае 2010 года. М.аль-Харати был ранен во время последующего израильского военного рейда, а затем депортирован в Турцию, где его лично посетил в больнице Эрдоган.  В докладе утверждалось, что Бен Али тесно сотрудничал с Маджзубом, и что последний, помимо помощников Эрдогана, координировал свою незаконную деятельность с Хусейном Оручем, исполняющим обязанности президента крайне противоречивой благотворительной группы Турции, Фонда прав человека и свобод и гуманитарной помощи (IHH), координатором IHH в Южной и Восточной Анатолии Селахаттином Озером и командующим Сирийской свободной армией Малеком Курди.

IHH известен как инструмент турецкой спецслужбы MIT. Его обвинили в контрабанде оружия джихадистам, связанным с «Аль-Каидой», в Сирии и Ливии. IHH также использовалась для транспортировки раненых боевиков «Исламского государства» (ИГ, запрещено в России) и «Аль-Каиды» на машинах «скорой помощи» из Сирии в Турцию. В то время как Маджзуб отвечал за закупку оружия и снаряжения, другой ливийский джихадист Абдулла Абдуссемир координировала переброску джихадистов в Сирию.

Члены группировки Бен Али перемещались между Турцией и Сирией для оказания материально‐технической поддержки, закупки оружия и транспортировки раненых боевиков для связанных с «Аль‐Каидой2 террористических организаций в Сирии. 10 февраля 2016 года Россия представила в ООН доклад разведки о деятельности Турции в поддержку джихадистов.

В дополнение к перечислению нескольких инцидентов, иллюстрирующих, как MIT была связана с джихадистскими группами, российский отчет подробно описал незаконную деятельность М.аль-Харати с помощью MIT. В докладе говорилось «в марте 2014 года глава MIT г-н Х. Фидан координировал переправку крупного подразделения ИГ, возглавляемого ливийским гражданином [Аль-Харати]. Боевики были доставлены морем из Ливии в Сирию через контрольно-пропускной пункт Барсай на турецко-сирийской границе». М.аль-Харати был важным партнером Абдельхакима Бельхаджа.

В этой связи рискнем утверждать, что эта схема переброски  боевиков (на это раз уже сирийских и в Ливию) в своих принципиальных контурах работает и сейчас.  В этой связи обратим внимание на сообщение от 1 января. Четыре самолета с членами формирований сирийской вооруженной оппозиции приземлились в среду в международном аэропорту Митига в ливийской столице.

С таким утверждением выступил телеканал «Аль-Хадас».  По его версии, боевики прибыли на самолетах авиакомпании, принадлежащей бывшему главе Военного совета Триполи Абдельхакиму Бельхаджу, который связан с исламскими радикальными группировками.  В понедельник сирийская газета «Аль-Ватан» сообщила, что Турция готовит к отправке в Ливию группу из 2 тыс. боевиков для поддержки вооруженных формирований, воюющих на стороне Правительства национального согласия (ПНС) Фаиза Сарраджа.

Ранее на ливийскую территорию были доставлены порядка 500 сирийских оппозиционеров, имеющих опыт военных действий. По информации издания, в зонах на севере Сирии, подконтрольных Турции и союзным с ней вооруженным группировкам, созданы четыре центра для записи рекрутов. Отбором боевиков занимаются командиры бригад «Султана Мурада», «Сулейман-шаха» и «Аль-Муатасим», которые состоят из проживающих в Сирии этнических туркоманов.

Обсуждения закрыты для данной страницы