Турция наращивает интенсивность военной операции в Идлибе
Турецкая ПВО в воскресенье сбила два сирийских истребителя над провинцией Идлиб, контролируемой протурецкой сирийской оппозицией. Согласно сообщениям, пилоты катапультировались и остались живы. На земле продолжаются интенсивные столкновения между сирийской армией и оппозицией. Турция поддерживает своих сторонников огнем, нанося удары по сирийским противовоздушным комплексам и бронетехнике.
Используя свое превосходство над сирийской армией, Анкара нанесла серию массированных ударов беспилотниками, артиллерией и РСЗО, в том числе со своей территории, уничтожив несколько десятков сирийских военных и разбомбив важные объекты военной инфраструктуры. От более серьезных разрушений Сирию спасет лишь то, что Россия сдерживает активность турецкой авиации в сирийском небе.
Правительственные войска САР в свою очередь разворачивают наступление в городе Саракеб и его окрестностях, армия ведет наступление под прикрытием артиллерии и российской авиации. Ожесточенные бои идут как в жилых кварталах города, так и в окрестных деревнях.
Напряженность в Идлибе резко усилилась после того, как вечером 27 февраля 33 турецких военных были убиты в результате налета сирийской авиации на отбитый оппозицией накануне город Серакиб.
Ситуация в Идлибе заставила опасаться начала конфликта между Турцией и Россией, поддерживающей режим в Дамаске.
На следующей неделе президенты Эрдоган и Путин планируют обсудить проблему Идлиба в ходе личной встречи. 5 марта в столице Хорватии Загребе с той же повесткой дня встречаются министры иностранных дел Евросоюза.
Чем важен Идлиб?
Граничащая с Турцией провинция Идлиб на северо-западе Сирии — последняя компактная территория страны, находящаяся под контролем противников режима Башара Асада и служащая убежищем для примерно 3,5 миллиона сирийцев, не желающих признавать его власть.
Начиная с декабря прошлого года сирийские правительственные войска последовательно занимают там один населенный пункт за другим, вытесняя формирования джихадистов и поддерживаемой Турцией умеренной оппозиции.
Это наступление заставило около миллиона человек сняться с мест и переместиться ближе к турецкой границе. Турция, уже принявшая на своей территории порядка 3,7 млн беженцев, в основном из Сирии, заявляет, что не имеет ресурсов для обустройства новых.
В начале февраля президент Эрдоган заявил, что если сирийские войска к концу месяца не уйдут из Идлиба, турецкая армия силой выдворит их оттуда.
Таким образом, пока очевидна текущая политическая цель — возвращение сил Асада на исходные позиции перед началом январского наступления.
Однако не исключено, что политическая задача может и измениться. Это зависит от степени разгрома сил Асада в ходе операции по принуждению. В случае, если он будет значительным, сирийские прокси Турции могут попытаться начать возвращать территорию Большого Идлиба.
Второй целью Эрдогана, безусловно, является Алеппо. Если Турция будет строить лояльную себе Северную Сирию, то Идлиб в качестве столицы выглядит не слишком презентабельно. Алеппо — это совсем другое дело.
Для Асада ситуация ухудшается тем, что антиправительственные силы активизировались у границ с Израилем и Иорданией.
Так, по последним сведениям, боевики осуществили целую серию атак на правительственные силы, в том числе на пограничные формирования, в провинции Дараа. Боевики смогли захватить несколько важных населённых пунктов и отдельных их кварталов.