Ирландский эксперт Майкл Семпл о реальных интересах афганского движения «Талибан» в сделке с США
Спустя несколько недель после того, как исламистское движение «Талибан» и США подписали соглашение, предусматривающее вывод иностранных войск в обмен на гарантии противодействия терроризму, талибы все еще не начали переговоры с афганским правительством, несмотря на то, что это условие прописано в сделке. Вместо этого повстанцы выступили против делегации, сформированной правительством в Кабуле из 21 человека и поддерживаемой большинством группировок и видных политиков, поддерживающих политическую систему под эгидой Исламской Республики Афганистан.
После подписания соглашения с Вашингтоном 29 февраля талибы, напротив, усилили нападения на подразделения силовых структур по всей стране. «Мы будем вести переговоры только с командой, которая соответствует нашим соглашениям и составлена в соответствии с изложенными принципами», – говорится в заявлении движения «Талибан» от 28 марта.
Бывший советник Европейского союза и Организации Объединенных Наций в Афганистане, авторитетный эксперт Майкл Семпл полагает, что действия талибов соответствуют их давней политической цели восстановления Исламского Эмирата Афганистан (официальное название их режима в конце 1990-х годов –авт.).
Он считает, что случайные оптимистичные заявления лидеров «Талибана» об инклюзивном правительстве никогда не отражали истинную стратегию движения. «Мы не должны удивляться, видя, что даже после соглашения в Катаре [подписанного с США] движение «Талибан» в целом проводит военную кампанию, которая уже усиливается по всему Афганистану», – заявил Семпл 31 марта в интервью пакистанской редакции информационной службы «Радио Свобода». «Они участвуют в военной кампании с целью попытаться восстановить свой Исламский Эмират – правительство Афганистана, в котором полностью доминирует движение «Талибан», – добавил эксперт. Семпл, ныне являющийся профессором университета Квинс в Белфасте, утверждает, что приверженность талибов внутриафганским переговорам в соответствии с подписанным в Дохе соглашением подорвана их зависимостью от насилия. «Если они занимают такую позицию на переговорах, надежды на успех мало», – отметил он.
Семпл полагает, что по нынешним расчетам «Талибана» представителям движения не нужно договариваться о мире с другими афганцами. «Талибы ясно дали понять, что они очень заинтересованы в сделке, которую заключили с американцами, но только с целью позволить войскам США покинуть страну», – добавил он. «Они считают себя победителями над США и полагают, что каким-то образом имеют право взять на себя управление всей страной на основе своих заявлений о том, что они победили американцев». Мулла Фазиль, бывший высокопоставленный командир «Талибана» и старший член переговорной группы движения в Дохе, озвучил эту позицию в своей речи 25 марта перед сторонниками талибов в юго-западной пакистанской провинции Белуджистан.
В своем обращении Фазиль определил условия «Талибана» на будущих переговорах с США и афганским правительством. «Амир или лидер [будущего правительства] будет нашим. Будет Исламский Эмират, и будет система, основанная на шариате», – заявил он боевикам и сторонникам движения талибов в сельском районе Пишин у границы с Афганистаном. «Мы не допустим, чтобы жертвы наших мучеников были впустую», – добавил он. В то же время Фазиль добавил, что «Талибан» примет афганцев, которые могут работать на движение. «В отличие от прошлого, все [чиновники] не будут выходцами из улемов (признанных и авторитетных знатоков теоретических и практических сторон ислама – авт.) или талибов», – заявил он. «Талибан» или Исламский Эмират никогда не станут частью правительства Кабула, но мы можем предоставить им министерство или какой-либо другой пост», – добавил Фазиль.
При этом Международная кризисная группа в своем недавнем исследовании утверждала, что талибы «продемонстрировали настойчивость» в продолжении переговоров о прекращении четырех десятилетий войны в Афганистане.
Семпл считает, что соглашение талибов с США подчеркивает тот факт, что исламистское движение больше не ведет джихад против того, что они называли «иностранной оккупацией». В то же время он добавил, что любая дальнейшая борьба – это борьба отдельных групп афганцев за вид правительства в стране. «Это не то, для чего они изначально мобилизовали молодых боевиков. Еще неизвестно, как долго они смогут убеждать людей или молодых боевиков действительно бороться за такое дело. По моему опыту, существует также огромное противодействие идее гражданской войны», – отметил Семпл. При этом он полагает, что урегулирование конфликта в Афганистане посредством переговоров произойдет после того, как талибы поймут, что они не могут свергнуть правительство силой. «Тогда они будут на самом деле договариваться о будущем Афганистана – то, чего они действительно еще не готовы сделать», — заключил он.
В знак некоторого прогресса в установлении контактов и сотрудничества между сторонами афганского конфликта 31 марта в Кабул прибыла техническая группа из трех представителей «Талибана». Ожидается, что они будут следить за освобождением заключенных членов своего движения из афганских тюрем. «Талибан» настоял на том, чтобы перед началом переговоров с Кабулом 5000 его боевиков и сторонников были безоговорочно освобождены из афганских тюрем в обмен на около 1000 афганских солдат и правительственных работников, которые находятся в плену у талибов.