Насколько важна для России база в Судане?
Президент России Владимир Путин поручил подписать с Суданом соглашение о создании в Красном море пункта материально-технического обеспечения российского ВМФ. Москва и Хартум готовят соглашение сроком на 25 лет о размещении этой базы.
Это решение стало венцом десятилетних усилий по возобновлению военного присутствия в Африке, которое Россия утратила в 1991 году после эвакуации советской военно-морской базы на эфиопском острове Нокра в Красном море. ВМФ СССР в разные годы располагал военно-морскими базами на Кубе, в Польше, Германии, Финляндии, Сомали, Вьетнаме, Сирии, Йемене, Эфиопии, Египте, Ливии и ряде других стран. Большинство объектов по тем или иным причинам потеряно, во многих случаях — безвозвратно.
Вместе с тем, после запуска процесса модернизации и восстановления флота, перед Россией рано ли поздно возникла бы задача восстановления хорошо развитой системы базирования по всему миру.
И ПМТО в Судане здесь — всего лишь первый, небольшой шаг. Но его значение не следует преуменьшать. Во первых он обеспечивает открытый выход в океан и находится на перекрестке мировых торговых путей (здесь проходят важнейшие транспортные артерии из Европы через Суэцкий канал, Красное море, Баб-эль-Мандебский пролив и Аденский залив в Индийский океан, в направлении Азии и Австралии). ПМТО также обеспечит отдых экипажей, ремонт и материально-техническое снабжение кораблей.
В результате Россия получит возможность развернуть флотскую группировку в зоне стратегических морских коммуникаций в одном из важнейших районов Мирового океана. Это важно как с точки зрения присутствии в пиратском регионе для поддержания безопасного коммерческого судоходства так и для контроля над морским трафиком африканского рога.
Во вторых следует учитывать, что Судан занимает стратегическое положение на континенте. К тому же это одна из крупнейших экономик на восточном побережье Африки.
Таким образом пункт базирования ВМФ будет служить не только морским интересам России, но и потенциально может стать «воротами» в Центральную Африку, где Россия также решает геополитические задачи (в том числе в Центральноафриканской Республике, Республике Конго и Демократической Республике Конго). Кроме того, военное присутствие в Судане благоприятно отразится на российских углеводородных проектах в этой части Африканского континента.
Как следствие, даже небольшая база в Красном море может стать ключом, открывающим для Кремля доступ к ресурсам Черного континента.