Новые AMRAAMы у австралийских ВВС и баланс сил в АТР: предвиденная тенденция
В предыдущих статьях мы много раз обращались к вопросу превращения Австралии в огромный плацдарм американской военно-стратегической концепции, направленной на господство в ИАТР (Индо-Азиатско-Тихоокеанском регионе). Происходит это как для контроля американцами перемещения подводных и надводных флотов противника на глобальном уровне, так и непосредственно с целью сдерживания китайской концепции «трёх цепей». Последняя разработана командованием НОАК для пресечения совместных антикитайских действий ОВМС США, Японии, Южной Кореи, Вьетнама и Австралии в пределах 3-х рубежей: «Спратли — Филиппины — Окинава», «Гуам — Сайпан», «Гавайи». Для того чтобы китайская концепция не имела высокого стратегического значения, американцы нашли асимметричный ответ в виде переброски на австралийскую авиабазу Тиндал авиакрыла стратегических бомбардировщиков-ракетоносцев B-1B «Lancer» и нескольких стратегических заправщиков КС-10A для «наведения страха» на береговые объекты Поднебесной, включая уникальные экономические зоны, объекты флота, инфраструктуру высоких технологий и т.д. Но и ответные возможности НОАК сегодня впечатляют.
Во-первых, имеется несколько десятков БРСД «Дунфэн-4», способных достигать территории американских авиабаз в Австралии. Ракеты модернизируются и обладают современным комплексом средств преодоления ПРО противника, что не даёт 100%-х гарантий на перехват американскими ЗРК «THAAD» и корабельными «Иджисами», установленными на австралийские эсминцы класса «Хобарт», которые в перспективе будут оборонять северную часть Австралии. Во-вторых, не стоят на месте работы по увеличению дальности китайских стратегических крылатых ракет семейства CJ-10K/20K (их дальность достигает 3000 км), а также по разработке сверхзвукового стратегического ракетоносца 5-го поколения, способного доставить эти СКР до берегов Австралии всего за 2-3 часа.
В-третьих, подобная воздушная контратака ВВС Китая с использованием перспективной стратегической авиации будет поддерживаться палубной истребительной авиацией в виде более чем 100 современных J-15S и палубных версий малозаметных J-31, базирующихся на авианосце «Ляонин» (бывший «Варяг») и строящемся сегодня на верфи Даляни авианосце пр. 001А. Палубные истребители оснастят БРЛС с АФАР и перспективными ракетами воздушного боя большой дальности. Именно по этой причине мы и наблюдаем сегодня перевооружение на ракеты AIM-120D AMRAAM.
Как известно, Королевские ВВС Австралии имеют на вооружении 54 истребителя-бомбардировщика F/A-18A «Hornet», 17 F/A-18B «Hornet», 24 F/A-18F «Super Hornet» и 12 самолётов подавления ПВО и РЭБ F/A-18G «Growler», также в силе контракт на 100 F-35A. Но на вооружении «Хорнетов» и «Супер Хорнетов» всё время состояли ракеты AIM-120C, которые сейчас начинают морально и технически устаревать.
Дальность версии AIM-120C составляет всего 105 — 110 км, что не позволит ни «Супер Хорнетам», ни «Лайтнингам» проявить высокие качества бортовых РЛС AN/APG-79 и AN/APG-81 в борьбе с современной китайской палубной авиацией, особенно ввиду того, что КНР с закупкой Су-35С получит технологию производства РЛС Н035 «Ирбис-Э». AIM-120D — изделие совершенно нового класса. Дальность «AMRAAM-2» (второе название AIM-120D) составляет 160 км, скорость полёта приближается к 5М, а система активного радиолокационного самонаведения имеет более совершенный алгоритм наведения. Известно, что уже в 7-м испытании эта ракета поразила воздушную цель прямым попаданием, что говорит о способностях перехвата малоразмерных крылатых ракет. Также на рубежах обнаружения и «захвата» малозаметных истребителей бортовыми РЛС вышеуказанных типов (70 — 100 км), «AMRAAM-2» будет сохранять прекрасные маневренные качества благодаря высоким энергетическим возможностям ТРД увеличенной тяги и времени работы.
Несмотря на очень компактные размеры, AIM-120D (ещё одно дополнительное название AIM-120C-8) обладает дальностью, сравнимой с тяжёлой ракетой-перехватчиком AIM-54C «Феникс», применяемой с борта палубных истребителей-бомбардировщиков F-14A/D, а также сравнима с ракетой «воздух-воздух» консорциума MBDA «Meteor».
Наличие AIM-120D на вооружении австралийских ВВС почти в 1,5 — 2 раза увеличит тактический потенциал имеющихся многоцелевых истребителей поколения 4++ в выполнении операций перехвата и завоевания превосходства в воздухе: высотные скоростные цели могут быть перехвачены вдогон на дистанциях свыше 70-80 км, а сверхмалоразмерные цели, которые недоступны для обнаружения радиолокационным комплексам истребителей на значительном удалении, могут быть перехвачены по целеуказанию самолётов ДРЛО (ВВС Австралии имеют на вооружении 6 самолётов ДРЛОиУ Boeing 737AEW&C).
И поэтому все заявления относительно сохранения существующего баланса сил в АТР после приобретения AIM-120D Австралией — не более чем неприкрытая ложь и дезинформация простого и несведущего в технических вопросах обозревателя.