Как в действительности спасся Эрдоган. Была ли рука Москвы?
Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган получил от России предупреждение о готовящемся военном перевороте за несколько часов до его начала. Об этом сообщило иранское информационное агентство «Фарс». По его данным, такая информация была предоставлена нескольким арабским СМИ из дипломатических источников в Анкаре. Они утверждают, что Национальная разведывательная организация Турции (MИT) была предупреждена российскими коллегами «о неизбежном военном перевороте».
Это предупреждение было основано на данных, которые находящиеся в регионе российские военные получили, перехватив в эфире переговоры заговорщиков. Речь шла о подготовке турецкой армией переворота, направленного против властей. Участники заговора, в частности, обсуждали в радиоэфире планы направить несколько армейских вертолетов к отелю (в Мармарисе), в котором находился Р.Т.Эрдоган, с задачей задержать или убить президента. Каким именно образом были перехвачены радиопереговоры путчистов, дипломатическим источникам неизвестно, однако они полагают, что это было сделано на авиабазе «Хмеймим» в Сирии, которая оснащена оборудованием, позволяющим вести радиоперехваты, информирует «Фарс».
Все это сообщение выглядит как «направленная информация». Иранское агентство «Фарс» вообще склонно к такого рода вбросам плохо проверенной, а зачастую выдуманной в угоду той или иной ситуации информации. Начнем с технической стороны. То, что у российской группы ВКС на базе «Хмеймим» есть пункт радиоразведки не есть большой секрет. Передвижные пункты радиоразведки располагаются и на кораблях. которые несут службу в Средиземном море. Естественно, что они мониторят радиоэфир. Но основной упор при этом делается естественно на перехват сообщений полевых командиров оппозиции и приграничной к Сирии турецкой территории, в том числе и разговоры летчиков и диспетчеров базы ВВС Инджирлик.
Но даже если предположить, что в разговорах турецких военных и проскальзовало упоминание о каких-то передвижениях групп войск ( в чем мы сомневаемся), то связать их с данных радиоперехвата с попыткой путча практически нереально. Для этого надо знать о попытке мятежа сильно заранее, также заблаговременно поставить на прослушивание телефоны лидеров мятежа. и т.п. То есть, выражаясь научно, вести разработку объектов. Очень повеселили утверждения «дипломатических источников», о том. что «русские специалисты» смогли расшифровать переговоры мятежников, которые они вели по системам закрытой связи.
Если это соответствует действительности, то для Москвы нет секретов в Турции, как и в НАТО, поскольку военная система шифрования должна подходить под единый стандарт этой организации. Затем необходимо учитывать лимит времени. Текст (или тексты) надо перехватить, перевести, сопоставить и проанализировать. Затем доложить по иерархической лестнице вплоть до президента. Скажем сразу, это вопрос небыстрый.
Кроме того, выразим очень серьезное сомнение в том, что заговорщики разговаривали и обсуждали все детали путча по открытой связи или мобильным телефонам, не используя при этом условности. При этом понять смысл происходящего, исходя из текста, очень сложно. Причина даже не в боязни быть прослушанными русскими или американцами (кстати, последние имеют несравненно более мощные возможности радиоперехвата, да и то для них мятеж явился полным сюрпризом), а по причине того, что главная станция радиоперехвата в Турции уже как три года передана из ведения армии национальной спецслужбе МИТ, и соответственно она перенаправила все возможности этой базы именно на внутренний «фронт». В этой связи путчисты должны были или вообще не вести разговоры во время путча в открытом эфире, или делать это с максимальной степенью зашифровки и использования условностей.
Так что иранцы в данном случае, по нашей оценке, преследуют цель еще больше разжечь пламя недоверия между Западом и турецким руководством и постараться убедить первого в том, что отношения между Москвой и Анкарой вернулись чуть ли не формату стратегического сотрудничества.
Главный в этой ситуации вопрос — а зачем Москве предупреждать Р.Т.Эрдогана о мятеже — остается открытым. История развития отношений с Р.Т.Эрдоганом знала разные этапы, но на настоящий момент они характеризуются высокой степенью недоверия к нему, какие-бы шаги по нормализации отношений сейчас Москва и Анкара и не демонстрировали. Чем грозила смена Р.Т.Эрдогана на военно-светский режим для глобальных интересов Москвы в регионе?
Ничем с стратегическом плане. Возможно даже, зная о пассивности военного командования на тему организации и проведения военной интервенции в Сирию, «смена караула» могла бы ослабить вовлеченность Турции в сирийский конфликт. По крайней мере, пришедшие к власти военные точно бы перестали так сильно доверять исламистским группам в Сирии и рассматривать их как своего основного союзника. Их поддержка бы не прекратилась, но формат и адресаты ее получения претерпели бы сильную трансформацию. Это же относилось бы и к отношениям между Анкарой и Дохой, а также с Эр-Риядом. Некоторые говорят, что с приходом военных резко бы укрепились отношения с американцами. При этом все забывают курдскую проблему и нежелание любого режима в Турции иметь на своей границе автономный курдский буфер безопасности. Разногласия по формату поддержки курдов у Анкары и Вашингтона все равно бы остались.
Но если бы турки стали более активно и эффективней взаимодействовать с американцами по вопросу ликвидации инфраструктуры «Исламского государства» (ИГ, запрещено в России) в Сирии, то для Москвы это было очень приемлемый вариант. Военный режим в Турции точно не ставил бы в своей политике на сирийском направлении организацию в этой стране режима с большой долей «Братьев-мусульман», к чему стремится Р.Т.Эрдоган. Так что никаких глобальных угроз интересам России свержение Р.Т.Эрдогана не представлял. А значит и активно вмешиваться в эту историю на этапе, когда не все еще было очевидно, Москва бы точно не стала.
Автор: Ю.Б. Щегловин