Copyright@ Cezarium 2021
Главная » Лонгрид » Новая палитра сирийской войны
2016-08-23 2 комментария Лонгрид Просмотры: 1242

Новая палитра сирийской войны

Курдские отряды YPG вновь начали наступление против проправительственных объединений в городе Эль-Хасаке на северо-востоке Сирии, сообщает агентство Reuters со ссылкой на источник в YPG и очевидцев.

По данным агентства, наступление началось после полуночи в понедельник по местному времени (время совпадает с московским) около района Нашва неподалеку от зданий местных властей. Агентство France-Presse передавало, что проправительственные сирийские объединения и курдские отряды при посредничестве России договорились о прекращении огня и возврате всех захваченных точек под контроль Дамаска. Перемирие должно было начаться в среду.

Но, судя по масштабам вооруженных столкновений 22 августа, несмотря на неоднократные попытки верховного командования сирийской армии, договориться о прекращении огня, бои  между правительственными силами  и курдскими боевиками  в провинции Эль-Хасаке  продолжают бушевать с прежней силой.

По мнению Stratfor  боевые действия — наиболее интенсивные с момента апрельского противостояния в Камышлы — ставят Дамаск в трудное положение. Правительству необходимо обеспечить защиту своих ключевых позиций в Эль-Хасаке, избегая при этом более широкого конфликта с курдской народной самообороной (YPG),  из-за все большего погружения в боевые действия с силами арабских повстанцев в Алеппо.

С тех пор как сирийские правительственные войска в основном вышли из курдских районов страны в 2012 и 2013 годах (в следствие нехватки ресурсов на других направлениях сирийского конфликта),  между силами лоялистов и YPG был установлен шаткий мир, действующий до сих пор.

Фундаментальные противоречия между ними иногда выливались в открытые боевые действия в провинциях Алеппо и Аль-Хасаке. Тем не менее, хрупкий мир в значительной степени соблюдался по двум причинам: во-первых этому способствовали весьма ограниченные точки соприкосновения между YPG и силами подконтрольными Башару Асаду (в основном это касается немногочисленных «карманов» в провинции Эль-Хасаке и нескольких участков провинции Алеппо). Во-вторых — обе фракции сталкиваются со значительной угрозой со стороны Исламского государства* и арабских боевиков из других группировок.

В тоже время, боевые возможности и потенциал  YPG значительно возрос с 2013, в то время как правительственные силы существенно ослабли.  Сирийское правительство, к примеру, под ударами ИГ и повстанцев, потеряло провинцию Ракка, расположенную западнее Эль-Хасаке и было вынуждено молча наблюдать как YPG захватывает северные ее части.

Картина повторилась и в самом Эль-Хасаке. Исламское государство в ходе наступления, вытеснило правительственные части вокруг одноименной столицы провинции, в то время как YPG отбили эти позиции и установили над ними контроль.

В результате все более уверенные в себе силы YPG захватили почти все северные районы Сирии, в то время как правительственные силы  оказались сосредоточены в уязвимых плацдармах, представляющих из себя окруженные, отдаленные от коммуникаций, анклавы городах Эль-Хасаке и Камышлы.

В предыдущих случаях вооруженных столкновений (особенно в Аль-Хасаке, где плохо дисциплинированные силы  NDF (сирийское проправительственное ополчение) составляют большую часть гарнизона) командование сирийской армии и руководство YPG всегда могли договориться о прекращении огня. Дамаск даже принимал меры по обеспечению мира ценой удаления проблемных командиров из своих гарнизонов.

Но сегодня, самые серьезные опасения Дамаска вызывает то, что курды  могут быть больше не заинтересованы в сохранении мира и даже наоборот, стремится воспользоваться этой возможностью, чтобы попытаться захватить оставшиеся позиции в Эль-Хасаке. В конце концов, позиции YPG  сейчас сильны как никогда. В тоже время, российско-турецкое сближение увеличивает угрозу будущего турецкого наступления, и в интересах курдских сил, максимально обезопасить свои тылы, перед тем как им придется столкнуться с угрозой наступления Анкары.

Тем не менее, удержание территорий в провинции Эль-Хасаке является стратегически важной задачей для Дамаска. Подконтрольный аэропорт Камышлы служит основным элементом линии снабжения для осажденного гарнизона Республиканской гвардии на юго-западе в Дейр эль-Зур. Кроме того, позиции в Эль-Хасаке позволяют правительству поддерживать связи с многочисленными местными группировками и пунктами вербовки рекрутов среди лояльных президенту Башару Асаду сил.

Что еще хуже для Дамаска, силы «лоялистов» в значительной мере полагаются на YPG в продолжающемся сражении за Алеппо. К примеру, удерживаемый YPG Африн блокирует прямой маршрут между повстанцами Аазаза в северной провинции Алеппо и другими повстанческими группировками в городе и его окрестностях.

В то же время Шейх Максуд (удерживаемый YPG район а Алеппо), прикрывает фланг правительственных сил  и защищает линию снабжения между подконтрольным правительству западными районами и остальной группировкой  войск сосредоточенных в северной и восточной частях провинции.

Это ставит сирийское правительство в крайне затруднительное положение.

С одной стороны они не могут так просто отказаться от своих позиций в Эль-Хасаке без боя, с другой — боевые действия могут перерасти в более широкий конфликт с курдами, которые могут торпедировать наступательную операцию на Алеппо.

Наиболее вероятным сценарием в этом случае будет, сдерживание агрессии YPG в Эль-Хасаке, с одновременной демонстрацией того, что они заплатят высокую цену, если  не согласятся на  прекращения огня.

Очевидно, правительство послало эти сигналы 17 августа вместе с  авиаударами по  позиция YPG в провинции Эль-Хасаке. Экспонирование господства в воздухе должно было напомнить курдским силам, что подконтрольные им позиции может постигнуть та же участь, что и остальные территории бунтующие против Асада.

В тоже время, на этих территориях США развернули свою военную инфраструктуру, а также силы специальных операций готовящих SDF для наступления против Исламского государства. Появились сообщения, что ВВС Сирии нанесли удары не только по позициям, собственно, курдов, но и по местам, рядом с которыми  расположены американские советники. Это побудило коалицию во главе с США поднять истребители-перехватчики для защиты американских сил специальных операций.

На данный момент, вопрос серьезной авиакомпании против позиций курдов завис в воздухе. Считается, что  удары по курдам могли быть нанесены без одобрения России, а по своей или иранской инициативе. В таком случае, Асад вряд ли решиться на серьезную эскалацию конфликта с ВВС США. Даже в противоположном случае, учитывая связи России с курдами, скорее всего официальная Москва воздержится от публичной поддержки Башара Асада в этом сценарии. Хотя в некоторых западных источниках высказывалось мнение, что удары сирийских правительственных войск по курдским позициям, возможно являются следствием политических договоренностей Москвы и Анкары, в том числе о  сокращении влияния США в Сирии и в возвращении под контроль Дамаска всей территории Сирии, включая Сирийский Курдистан.

Безусловно, если и есть какой-то позитивный проблеск в этом конфликте для Дамаска, то это возможное сотрудничество между Сирией и Турцией по «курдскому вопросу». Турки сильно встревожены, возрастающей территориальной экспансией  курдов. Ведомые YPG Демократические силы Сирии (SDF) выбили Исламское государство из Манбиджа  и продвигаются к Эль-Бабу и Джераблусу, что не может устраивать Турцию.

В принципе, Турция заинтересована в  боевых действиях между курдами и сирийскими правительственными силам в провинции Алеппо, которые  могли бы не только  уменьшить давление на повстанцев в Алеппо, но и замедлить продвижение курдов в этом направлении. Однако укрепление позиций курдов на севере Сирии, за счет сирийских анклавов в Эль-Хасаке однозначно не отвечает турецким планам.

В целом, противостояние между курдами и сирийским правительственными силами в Эль-Хасаке иллюстрирует запутанный характер сирийской гражданской войны, которая включает не только множество различных фракций но и сходящиеся/расходящиеся линии интересов основных акторов Ближнего Востока, тесно сплетенных в перипетиях этого конфликта.

Также, показательно, как казалось бы изолированные очаги боевых действий, разбросанные по всей территории Сирии, могут оказывать взаимное воздействие друг на друга.  Это отчетливо проявляется в том, что боевые действия Эль-Хасаке угрожают разрушить союз YPG и «лоялистов»  в Алеппо, поставив под угрозу всю текущую повестку дня для Башара Асада.

*Организации признаны террористическими и запрещены в России. 

Обсуждения закрыты для данной страницы