Эпоха викингов, часть III
Продолжаем публиковать серию статей, посвященных теме викингов.
Вторжение за вторжением
865 год можно назвать одной из самых трагичных дат в английской истории. На острове Таннет высаживается огромная армия датчан, прибывшая к берегам Альбиона на нескольких сотнях кораблей. Названное хронистами «Великой языческой армией» войско подчиняется «восьми конунгам и двадцати ярлам», в том числе и сыновьям Рагнара Лодброка – Ивару Бескостному и Хальвдану.
Вопреки надеждам англосаксов язычники и не думают отправляться восвояси после традиционного грабежа побережья. Вместо этого датчане плывут к берегам Восточной Англии, подвергнув владения короля Эдмунда страшному опустошению. Здесь, на руинах разоренного королевства, датчане планируют дальнейшую кампанию. Для Ивара и Хальвдана успех в этой войне особенно важен, ведь их отец погиб в плену у короля Эллы. По преданиям ставшего жертвой кораблекрушения Рагнара нортумбрийцы бросили в яму со змеями.
В следующем году движимая жаждой мести и наживы «Великая армия» вступает в Нортумбрию и в ноябре 866 года берет штурмом столицу королевства – Йорк (древний римский Эборакум). Полной катастрофой завершилась попытка короля Эллы застать Ивара и других конунгов врасплох в захваченном Йорке следующей весной. Первоначально англосаксам удалось ворваться в город и, казалось, потеснить неприятеля. Однако, когда обуреваемые яростью скандинавы сами перешли в атаку, укрепления города превратились для Эллы и его людей в западню.
Сражение превратилось в резню, а Ивару досталась самая желанная добыча – убийца его отца. Согласно «Деяниям данов» Саксона Грамматика, короля предали мучительной казни под названием «кровавый орел»: ему вспороли грудину, вырезали легкие и разложили их на спине в виде крыльев. Историки, впрочем, полагают эту историю легендарной. Так или иначе, сопротивление нортумбрийцев было окончательно сломлено, и настал черед других англосаксонских королевств.
В 870 году погибает правитель Восточной Англии Эдмунд, позже ставший одним из самых почитаемых английских святых. Той же осенью викинги вторгаются в Уэссекс и захватывают королевское поместье в Ридинге. Здесь они планируют закрепиться и постепенно разорять королевство, окончательно сломив волю его обитателей. Но таны и гезиты Уэссекса показали, что они не намерены отступать без боя.
В январе нового, 871 года армия викингов потерпела сокрушительное поражение от англосаконского войска, ведомого королем Уэссекса Этельредом и его братом Альфредом. Именно молодой Альфред лично повел ополчение – фирд – в атаку на численно превосходящего и находящегося на возвышенности противника. Исход же сражения решила внезапная атака Этельреда во фланг.
Хотя датчане и потерпели крупное поражение, значительная часть Уэссекса уже оказалась в руках завоевателей. В дальнейшем англосаксы были биты при Бейсинге, Мертоне и Уилтоне, вновь пал Лондон, а король Этельред умер от ран.
Памятник Альфреду Великому в Винчестере
Правитель Мерсии Бургред, не в силах наблюдать за страданиями своей залитой кровью родины, предпочел покинуть Британию и умер изгнанником в «вечном городе». Таким образом, спустя пять лет после прибытия «Великой армии», к ногам завоевателей пали Восточная Англия, Нортумбрия, Мерсия. Отчаянно сопротивлялся лишь молодой Альфред в Уэссексе, спешно собиравший ополченцев и танов со всех уголков королевства.
Датчане же приступили к разделу завоеванных земель. Провозгласивший себя правителем Нортумбрии Хальвдан обратил взор на север – в сторону Шотландии, где пересекались интересы осевших в Ирландии норвежцев и данов под предводительством Торстейна. Жертвой последнего стал король Шотландии Константин, разбитый в битве при Долларе и позже казненный викингами.
Тем временем осевший в Восточной Англии конунг Гутрум вновь вторгся в Уэссекс, на этот раз с целью окончательно уничтожить королевство и правящую династию. На его пути стоял лишь один человек, способный вдохнуть надежду в жителей королевства. Ставший королем после смерти брата, Альфред сумел остановить викингов. В мае 878 года при Эдингтоне англосаксонский фирд схлестнулся с датчанами. Для Альфреда это был последний шанс – поражение в битве означало бы гибель Уэссекса и конец англосаксонской Британии. Но в тот день удача на поле боя сопутствовала тем, кому она была нужна как никогда.
После продолжавшегося весь день сражения поле боя осталось за англосаксами. Разбитые викинги укрылись за воротами Чиппингема. Согласно «Англосаксонской хронике», через три недели «король Гутрум, сопровождаемый тридцатью знатнейшими людьми, которые были в армии, прибыл в Аллер, который рядом с Ателни, и там король стал его крестным отцом, и празднования в честь его крещения состоялись в Уэдморе».
Договор в Уэдморе гарантировал Гутруму господство в Восточной Англии, а Альфреду дал драгоценное время на реорганизацию армию и создание укреплений на границе. С этого момента на востоке острова появляется «область датского права» (Danelaw), населенная датчанами, жизнь которых проходит в соответствии с их языческими традициями и законами.
На другой стороне Ла-Манша границы Западнофранкского королевства буквально трещат по швам. Смерть Карла Толстого и усиливающийся политический хаос окончательно подорвали боеспособность королевства. Еще одна «Великая армия» опустошает побережье Фландрии и разоряет Гент с окрестностями. В 881 году норманны захватывают Ахен – бывшую столицу Карла Великого. Четырьмя годами позже норвежский флот под руководством Зигфрида и Хрольва Пешехода входит в Сену и осаждает Париж. Более 10 месяцев горожане жили в состоянии страха, пока, наконец, в октябре 886 года король Карл III Толстый не заплатил огромный выкуп.
После окончания этой эпопеи Хрольв предпочел не возвращаться на родину. Со своей дружиной он укрепился в среднем течении Сены, постоянно тревожа франков набегами. Как покажет время, это было правильное решение, которое заведет его потомков очень далеко от берегов Норвегии.
Однако все чаще и чаще скандинавы сталкиваются с ожесточенным сопротивлением. В 891 году Арнаульф Каринтийский, правитель Восточнофранкского королевства, нанес поражение огромной армии викингов при Левене. В Британии же переходит в контрнаступление Альфред. Каждый успех короля увеличивал его авторитет среди населения Британии, а после освобождения в 886 году Лондона «весь английский народ повернулся к нему».
Еще ранее Альфред отдает свою дочь за короля Мерсии Этельреда II, что фактически означало объединение двух королевств. В результате, к моменту смерти своего заклятого врага и крестного сына Гутрума, в 890 году Альфред становится властителем всей англосаксонской Британии. Сумев в последние годы своей жизни отразить еще одно вторжение датчан, прозванный потомками Великим, Альфред окончательно обозначил пределы скандинавской экспансии на юге Британии. Наконец в Ирландии датчане и норвежцы в 902 году были выбиты из Дублина.
К началу X столетия экспансия викингов на Западе Европы достигает пика своей активности. Огромные по средневековым меркам армии, ведомые морскими конунгами, ставят на край гибели целые государства, казнят королей и разоряют европейские столицы. Нарастает и сопротивление, вынуждая скандинавов потихоньку оседать на уже завоеванных землях.
Созданный христианскими хронистами образ викингов как безжалостных грабителей, насильников и убийц, безусловно, верен – для самих хронистов и их соотечественников. Именно в таком облике они представали в Западной Европе, когда грабили монастыри и дотла сжигали города. Однако движение викингов было гораздо более многогранным. При необходимости дружина превращалась в фелаг – торговое партнерство, а сами викинги – в купцов, равно и наоборот.
Ярким свидетельством этому служит соседство мечей и весов в воинских погребениях. Вики (Бирка, Хедебю) стали местом концентрации купеческой активности в самой Скандинавии, а фактории в Ирландии позже превратятся в настоящие города. Важную роль в движении скандинавов играла и крестьянская колонизация. В конечном итоге даже жаждущие славы и добычи викинги по-прежнему оставались сыновьями простых бондов, проводивших жизнь в заботах о родном хуторе. Отложив меч, викинг легко брал в руки плуг, а если жажда странствий звала в его дорогу, то вновь садился за весло.
Новации в судостроительстве и морском деле позволили скандинавам в эпоху викингов покинуть пределы балтийского региона и устремиться на запад, в открытый океан. Одних на этом пути манили христианские монастыри и города, других, напротив, необжитые равнины рассеянных по Атлантическому океану островов. Но и для тех и для других своеобразным перевалочным пунктом служили Шетландские и Оркнейские острова.
От западного побережья Норвегии до Анста – самого северного острова архипелага – не более дня пути при попутном ветре. Будучи расположены между Скандинавией и северным побережьем Шотландии, острова стали прекрасным местом для создания долговременных поселений и гаваней, где викинги могли подговорить корабли к дальнейшему плаванию. Местное население – пикты и скотты – уже в первой половине IX столетия было быстро покорено прибывшими морскими конунгами, а длительное соседство привело к ассимиляции и формированию уникальной культуры, являющей уникальный образчик кельтско-германского синтеза.
Следующим объектом внимания норвежцев становятся Фареры. Этот архипелаг, состоящий из 18 островов, протянулся более чем на сотню километров. Несмотря на местоположение в северной части Атлантики, благодаря течению Гольфстрим климат на островах сравнительно мягок. Фареры с их пригодными для разведения скота высокогорными долинами и обилием рыбы и китов в прибрежных водах оказались весьма привлекательным местом для многих легких на подъем бондов. В отличие от Оркнейских и Шетландских островов, Фареры к моменту прибытия скандинавских колонистов были безлюдны, разве что здесь могли обитать несколько ирландских монахов-отшельников, на своих небольших лодках-куррахах бесстрашно бороздивших берега Атлантики в поисках уединенных мест.
Согласно написанной много позже «Саге о фарерцах», первым норвежским колонистом на Фарерах стал Грим Камбан, поселившийся на островах около 820 года. Однако основной сюжет саги связан с конфликтом двух фарерцев – Сигмунда сына Брестира и Транда с Гати. Первый – отважный предводитель дружины, поступивший на службу к Олаву Трюггвасону, приносит на острова веру в Христа. Второй – зажиточный купец – противится усилению королевской власти и выступает защитником старой веры и обычаев. Этот антагонизм свидетельствует о глубоком расколе скандинавского общества в эту бурную эпоху.
С Фарерами тесно связана и история открытия Исландии. В «Книге о занятии земли» (Landnámabók) повествуется о норвежце по имени Наддод, отправившемся на Фареры в поисках лучшей доли. Но шторм отнес его судно на север к берегам большого, но оказавшегося пустынным острова. Когда путешественники отходили от берега, «в горах начался сильный снегопад, и потому они назвали эту страну Снежной Страной. Они очень хвалили эти земли».
Следом на острове побывали швед Гардар и еще один норвежец – «великий викинг» Флоки. Первым колонистом на острове стал Ингольв Арнарсон, покинувший Норвегию из-за убийства, совершенного его побратимом Лейвом. Ингольв прибыл в Исландию около 874 года вместе со скотом и ирландскими рабами, поселившись на юго-западе острова, неподалеку от места, где позже вырастет Рейкьявик. С этого момента на остров стали активно прибывать переселенцы, в подавляющем большинстве норвежцы. Некоторых из них к этому подталкивал конфликт с конунгом Харальдом Прекрасноволосым, стремившимся объединить Норвегию под своей властью и изгнать всех своих противников.
Согласно «Книге о занятии земли», к 930 году на острове обосновалось около 400 крепких хозяев, владевших своим одалем, многочисленным скотом и рабами. Скандинавы заселили лишь побережье, внутренняя часть острова осталась безлюдной. Поскольку до середины XIII века Исландия была независима от норвежских королей, важнейшие вопросы решались на всеобщем народном собрании – альтинге. Именно на альтинге в 1000 году велись споры о принятии христианства жителями острова.
Любопытно, что окончательное решение было озвучено язычником Торгейром с Льосаватна (Светлого озера), исполнявшим обязанности законоговорителя. По решению Торгейра все исландцы принимали христианство, но желающие могли одновременно продолжать поклоняться прежним богам. Уникальные обстоятельства принятия христианства превратили Исландию в островок (в прямом и переносном смысле) веротерпимости. Отныне на острове мирно уживалась вера в Белого Христа и память о родных богах. Именно здесь сохранится большинство саг, в частности, знаменитый «Круг Земной» монаха Снорри Стурлусона. Но об этой роли Исландии мы еще скажем.
Тингведлир (Þingvellir) — долина на юго-западе Исландии, где с 930 по 1798 года собирался альтинг
В конце X столетия исландцы открывают Гренландию – огромный остров, омываемый водами Атлантического и Северного Ледовитого океанов. Ставший изгоем после совершенного в Норвегии убийства, Эйрик Рыжий, как и многие другие, поселился в Исландии. Однако горячий нрав вновь подвел его – за убийство он был изгнан и отсюда. Направившись на запад, Эйрик сумел достичь южной оконечности острова, прозванного им позже Гренландией.
Привлеченные обилием рыбы, тюленей и моржей, изделия из бивней которых пользовались в Европе огромным спросом, исландцы основали здесь два поселения – Восточное и Западное (Eystribygð и Vestribyggð). В период расцвета на острове обитало несколько тысяч колонистов. Однако финальным этапом этой грандиозной приключенческой истории стало открытие скандинавами «большой земли» на западе.
Перипетии этого путешествия изложены в «Саге о гренландцах». Около 1000 года сын Эйрика Рыжего, Лейв, прозванный Счастливым, на единственном корабле в сопровождении 35 соратников отплыл на запад. Здесь ему удалось достичь земли, названной Хеллюланд – Страна каменных плит. Продолжив путешествие на юг, скандинавы сначала достигли Маркланда (Лесной страны), а затем и Винланда (Страны, где растет виноград).
Стычка гренландцев со скреллингами. Иллюстрация из журнала издательства Osprey
Однако здесь гренландцы вступили в столкновение с аборигенами – скреллингами, что вынудило Лейва покинуть Винланд. Согласно сагам, следом за Лейвом в Америке побывал норвежец Торфинн Карлсефни. Однако нападения скреллингов и конфликты между самими колонистами привели к тому, что вскоре экспедиции прекратились. В дальнейшем упадок поселений в самой Гренландии сделал такие путешествия невозможными.
Долгие десятилетия сведения саг были предметом спора медиевистов, многие из которых сомневались в способности скандинавов доплыть до побережья Северной Америки. Большинство специалистов, полагавших сообщения источников достоверными, видели в описанных сагой краях Баффинову землю, Лабрадор и Ньюфаундленд. Раскопки в Л’Анс-о-Медоуз (Ньюфаундленд и Лабрадор, Канада), где были обнаружены следы восьми построек, включая кузницу, а также ладейные заклепки, отчасти развеяли сомнения скептиков.
Баффинова земля — предполагаемая Хеллюланд (Страна каменных плит) из саг
Судьбы основанных в Северной Атлантике скандинавских колоний сложилась по-разному. Поворотным моментом для них стало наступление в XIV столетии «малого ледникового периода». После «климатического оптимума» наступил период глобального похолодания, особенно сильно ударившего по населению Европы и Сибири. Однако если жители континента сумели приспособиться к меняющимся условиям, то обитатели скандинавских колоний в Атлантике оказались на грани выживания.
Паковые льды постепенно сдвигаются все дальше на юг, достигнув Гренландии. На севере острова в XIII столетии появляются носители культуры Туле – предки современных эскимосов. Ухудшение климата, частичная ледяная блокада и нападения пришельцев с севера привели к гибели скандинавской колонии. Сначала было заброшено Западное поселение, а затем и Восточное. Последнее сведение о нем – запись о браке в местной церкви – датируется 1408 годом. В свою очередь, обитатели Фарерских островов и Исландии сумели пережить это трудное время, хотя и там население на определенном этапе сократилось вдвое.
Путешествия исландцев и гренландцев обозначили границы скандинавской экспансии на западе. Однако в начале X века эпоха викингов в Западной Европе была далека от завершения. Ее содержание меняется на фоне возвышения в Норвегии и Дании первых королей. В свою очередь, викинги все чаще оказываются членами королевских дружин. Не менее значимые и судьбоносные события происходят и на востоке. Здесь сотни и тысячи скандинавов направляются навстречу неизведанному по знаменитому «восточному пути» – «Austrvegr» скандинавских саг.
Продолжение следует.