США меняют стратегию в Афганистане?
Еще в июле Эрик Принс, бывший глава частной военной компании (ЧВК) Blackwater, публично выдвинул идею о создании в Афганистане аналога Ост-Индской компании и учреждении подобия должности вице-короля, который отвечал бы за все происходящее в стране, как это было сделано Великобританией в Индии. Вице-король, по задумке Принса, решал бы все вопросы в стране единолично без бюрократической проволочки и бесконечных совещаний с Вашингтоном и отвечал бы только перед президентом США.
Принс предлагал отправлять в Афганистан контракторов на долгое время, чтобы они жили, несли все тяготы службы и воевали плечом к плечу с подразделениями, состоящими из местных жителей. Основными инвесторами проекта, по мнению Принса, могут стать крупные западные корпорации, которые заинтересованы в добыче природных ресурсов Афганистана. Стоимость полезных ископаемых в стране оценивают в сумму от одного до трех триллионов долларов.
Идеи Эрика Принса были донесены до президента Дональда Трампа и министра обороны США Джеймса Мэттиса и не встретили большого понимания в военном руководстве страны. Но прошел месяц и стали вырисовываться более подробные детали проекта Принса, а перед руководством США все острее встает проблема, что делать в Афганистане.
Если напичкать Афганистан снова войсками, то это вряд ли сыграет какую-то роль. Там, где в предыдущие годы не справились 140 тысяч солдат Коалиции, не справятся и 20-25 тысяч солдат нового контингента. Можно снова по полной зайти в Афганистан, потратить еще десятки лет, потерять тысячи жизней и ничего не изменить.
Уйти из Афганистана совсем США себе тоже не могут позволить хотя бы по репутационным причинам и из опасений, что Афганистан попадет в сферу влияния Ирана, Китая и России, или же власть целиком и полностью перейдет к талибам* и Афганистан станет рассадником джихадистов. США надо искать какой-то третий путь.
Поэтому к предложениям Принса стали в США относиться со все большим вниманием. Идея переложить все расходы и потери войны в Афганистане на частные компании и на контракторов выглядит все более заманчивой.
Что же предлагает Эрик Принс?
Отправить в Афганистан наемную армию контракторов численностью в 5500 человек. Контракторы будут находиться в Афганистане годами, значительно дольше, чем сегодня это происходит на ротационной основе в армии США. Как говорят военные эксперты, у США на самом деле нет непрерывного большого шестнадцатилетнего опыта ведения войны в Афганистане. У США есть опыт ведения войны в течение максимум одного года, но просто шестнадцать раз.
Контракторы выучат язык, переймут обычаи местного населения, будут знать свое подразделение и всех своих афганских товарищей лично, не будут переживать, что долгое пребывание на одном месте нарушит их военную карьеру.
Оплата — начиная с 500-600 долларов в день. Контракторов предлагается набирать не только в США, но и в Великобритании, Австралии, ЮАР, Германии, Франции, Швеции. Наемники будут не самолично, но в составе афганских подразделений, вести агрессивные наступательные действия, а не только тренировать афганскую армию далеко от передовой и охранять свои базы. Принс уверен, что за деньги он без проблем создаст армию контракторов из бывших военных, спецназовцев и действующих бойцов ЧВК, которые уже были в Афганистане и не прочь вернуться туда снова.
Цена применения наемной армии в год, по мнению Принса, — 10 млрд долларов. В 2017 году, как ожидается, США потратят на войну в Афганистане не менее 45 млрд долларов и свыше 50 млрд в 2018 году.
Наемную армию должна поддерживать с воздуха и частная военная авиация. Применение частной авиации Принс предложил афганскому руководству, как оказалось, еще в марте этого года. Частные ВВС использовали бы самолеты, ударные вертолеты и беспилотники общей численностью до 90 единиц, и в теории были бы готовы нанести удар в любой точке Афганистана в течение часа. Разрешение на применение оружия давали бы только сами афганцы, а не частники.
Официальные афганские ВВС должны получить американские вертолеты Black Hawk только через два года, а афганские пилоты начнут тренироваться не ранее осени этого года. Пока афганская армия с 2015 года полагается на поддержку с воздуха американскими ВВС. То есть частные ВВС могли бы закрыть и эту проблему, пока афганская авиация не станет дееспособной. Если вообще когда-нибудь станет.
Принс предлагает взять за основу уже работающую в Афганистане авиакомпанию Lancaster6, которая зарегистрирована в Дубаи, и занимается в Афганистане по контракту перевозкой грузов и военнослужащих, сбрасывает грузы для армии, но не является ударной силой. Главой Lancaster6 является коллега Эрика Принса по другим авиационным проектам в Африке.
Смогут ли идеи Принса получить необходимую поддержку?
Бывший посол США в Афганистане Рональд Ньюман в свою очередь крайне скептически относится к идее частных ВВС. Ньюман заявил, что президент Афганистана Ашраф Гани сказал ему в частной беседе, что не приемлет никаких наемных ВВС у себя в стране. Также Ньюман сомневается, что частная армия и ВВС обойдутся дешевле, чем применение официальных вооруженных сил.
Конгрессмен Дана Рорабахер напротив поддерживает делегирование войны частным компаниям и заявляет, что к предложениям Эрика Принса в Белом доме относятся серьезно и рассматривают их, хотя все понимают, что военные будут категорически против участия частников в их епархии. Принс в своих интервью утверждает, что в Конгрессе США у него есть поддержка и что Трамп лично ознакомился с его предложением и хочет знать детали.
Поэтому, чтобы понять, кто может финансировать войну в новом формате, кто будет платить 10 млрд долларов в год, по крайне мере в зарубежных СМИ вновь вспыхнул большой интерес к природным ресурсам Афганистана.
В июле The Diplomat сообщил, что в ходе первого телефонного разговора между Трампом и Гани обсуждались вопросы горнодобывающей отрасли и что Белый дом планирует отправить специального представителя в Афганистан для оценки необходимых инвестиций в добычу полезных ископаемых. Отдельно вспоминают и запасы лития в Афганистане, спрос на который будет увеличиваться по мере роста индустрии электромобилей и электронных гаджетов, так как литий используется в создании аккумуляторов. Афганистан даже называют «литиевой Саудовской Аравией». Сегодня же добыча природных ресурсов в Афганистане является вторым по значимости источником дохода талибов.
Охрана месторождений, рудников, шахт, транспортировки и т. п. выглядит как идеальное применение частных военных сил, а не американских солдат в форме. В команде Трампа уже провели консультации с главой компании по добыче сырья American Elements, в теме заинтересован и миллиардер Стив Файнберг, владелец одной из самых мощных корпораций в мире военных контрактов — DynCorp International. Файнберг лично консультирует Трампа по вопросам Афганистана.
Так что идея Принса об отправке в Афганистан наемной армии (в том числе и за счет частных корпораций) и одновременное развитие горнодобывающего сектора в том или ином формате может быть и не столь фантастическим вариантом будущего.
*Организация признана террористической и запрещена в России
Падение Сангинграда: десятилетнее сражение за столицу наркоторговли завершилось победой «Талибана»