Откроются ли врата халифата в Йемене?
В результате гражданского конфликта, раздирающего Йемен, юг Аравийского полуострова рискует оказаться в эпицентре нового халифата. Пытаясь искусно разыграть очередной элегантный этюд Йеменской партии, глобальные игроки, стоящие за спинами конфликтующих сторон , зачастую не придают должного значения угрозе, исходящей от джихадистов или даже, наоборот, пытаются их использовать в своих интересах.
Радикальные исламские группировки , которые десятилетиями укреплялись в Йемене, наверняка попытаются разыграть эту партию в свою пользу.
Исламское государство* пока не готово к созданию халифата в Йемене, но будет обеспечивать постоянный, пусть и критичный уровень террористической угрозы в стране.
Аль-Каида*, получившая новый импульс, благодаря негласному сотрудничеству с Саудовской коалицией, будет становиться все более сложной и масштабной проблемой для Аравийского полуострова, оперирую через сеть прокси-групп.
Корни исламизма глубоко вплелись в историю Йемена. Например, первые атаки Аль-Каиды против США произошли именно в Йемене в 1992 г., когда в Адене были атакованы гостиницы (Gold Mohur Hotel и Aden Mövenpick Hotel) где проживали морские пехотинцы ожидающие переброски в Сомали.
Но изначально джихадистское подполье в Йемене представляло из себя набор хаотичных и фрагментированных групп без какой-то единой системы управления, что сильно ограничивало их возможности.
Так было до тех пор пока в 2009 г. в результате слияния салафитских подпольных групп в Йемене и Саудовской Аравии не была создана Аль-Каида на Аравийском полуострове (сокращенно АКАП), выстроившая, под руководством Насир аль-Вуайши, на их основе, упорядоченную и эффективную организацию.
Однако даже после формирования АКАП, внутренние противоречия серьезно подрывали единый фронт йеменского исламизма. Личная вражда, межплеменные распри, разногласия в вопросах тактики, стратегии и идеологии медленно тлели, время от времени переходя в открытый конфликт.
Тяжелые потери, понесенные Аль-Каидой в результате масштабного правительственного наступления в 2012 г., в ответ, на захват большей части южного Йемена, привели к еще большей разобщенности и конфликтам.
Часть группы считала, что со стороны руководства было безрассудно пытаться захватить и удержать столь огромные территории, в то время как более радикально настроенная часть, наоборот, считала, что лидеры повели себя слишком пассивно и неуверенно.
В свете этих событий, неудивительно, что часть джихадистских групп поклялись в верности лидеру Исламского государства Абу Бакр аль-Багдади в ноябре 2014 г.
И они быстро продемонстрировали отличия от АКАП, проведя ряд терактов, выходящих за рамки дозволенного в Аль-Каиде. В первую очередь это касается атак на мечети в Сане и нападения на дом престарелых в Адене в результате которого погибли 16 человек. Дошло до того, что Аль-Каиде пришлось выступить с громким осуждением таких терактов.
С начала 2015 года Исламское государство взяло на сеатебя ответственность за террористические акты в нескольких различных провинциях, но наиболее активны они были в в Сане, Адене и Хадрамауте.
Вилаят Исламского государства в Сане запомнился наибольшим количеством терактов, тем не менее эти акции были в основном направлены против «мягких», слабозащищенных целей таких как мечети и похоронные процессии. Несмотря на то, что в атаках зачастую участвовало несколько смертников и использовались автомобили начиненные взрывчаткой, эффект от них, в целом, был незначительный. Хотя некоторые из них превратились в настоящую в кровавую бойню, например когда в марте 2015 смертниками были атакованы три мечети в Сане.
Активность Исламского государства в Сане вышла на пик в период марта по сентябрь 2015 года, но с тех пор стала неуклонно снижаться. Последний теракт в этой провинции произошел 12 октября когда двойной атаке подвергся сын бывшего президента Йемена Ахмед Салех. После чего теракты в Сане прекратились,а центр «деятельности» ИГ в Йемене переместился в Аден, хотя было также несколько нападений в Хадрамауте и в других провинциях Йемена.
Этот географический сдвиг сопровождался и эволюцией тактики, что ярче всего проявилось 6 октября 2015 г. во время нападение на отель Al Qasr (курорт в провинции Адена) который служил в качестве временной штаб-квартиры йеменского правительства и базы для проживания старших офицеров из Саудовской Аравии и Объединенных Арабских Эмиратов.
В отличие от предыдущих акций, это было тщательно спланированное и хорошо скоординированное нападение на защищенный объект, которое включало атаку штурмовой вооруженной группы и несколько атак джихад-мобилей. Этот теракт стал переломным для исламского государства в Йемене, продемонстрировав, что их возможности в подготовке и совершении терактов способны составить конкуренцию АКАП.
Тем не менее, развитие исламского государства в Йемене столкнулось с серьезными препятствиями. И самым серьезным из них является именно Аль-Каида на Аравийском полуострове.
Несмотря на определенные трудности, щупальца группировки очень плотно окутали Йемен и образовали тесные связи с самыми влиятельными местными племенами. Огромный стимул «новому дыханию» группировки придало вторжение Саудовской коалиции в Йемен, позволившее АКАП установить контроль над значительной частью страны.
Аль-Каида старается не слишком афишировать свой бренд, а также закамуфлировать или хотя бы преуменьшить уровень своего влияния в Йемене использую сеть различных прокси-групп. Зачастую она идентифицирует себя как Ансар аш-Шариа или называя местные местные ячейки сынами той или иной провинции, например: «сыны Хадрамаута».
Но тем не менее, в настоящее время Аль-Каида на Аравийском полуострове, (какое бы наименование она не использовала) контролирует большую территорию, чем Хуситы или просаудовское правительство. Доминирование на этих территориях, обеспечивает доступ к обширным ресурсам, которые могут быть использованы как для вербовки новых сторонников, так и для укрепления позиций и авторитета группы, что в свою очередь, открывает путь к дальнейшей экспансии.
Кроме того, есть целый ряд фактов свидетельствующих от том, что боевики АКАП помогают войскам саудовской коалиции в боях против Хуситов. В частности ряд источников указывал на их участие в боях за освобождение города Таиз. И это лишь одно из звеньев цепочки негласного сотрудничества Саудитов и Аль-Каиды на Аравийском полуострове, которое происходит, несмотря на их сложную историю взаимоотношений, включающую теракты на территории Саудовской Аравии.
Эти отношения играют ключевую роль в росте потенциала группировки за последний год, несмотря на многочисленные авиаудары США жертвами которых стал Насир аль-Вуайши и ряд других лидеров.
Противостояние в внутри самой структуры Исламского государства, стали еще одним фактором, ограничивающим прогресс группы в Йемене. В декабре, произошло восстание против эмира группы в Адене. Несмотря на то, большинство сохранило лояльность по отношению к аль-Багдади, хотя некоторые перешли на сторону АКАП.
В тоже время, признаков того, что правительство, саудовская коалиция или другие джихадисткие группы смогут искоренить Исламское государство в Йемене пока не видно. Однако, хоть организация и сохранит возможность совершения террористических актов оно, вероятно, будет не в состоянии проводить какие-либо крупные повстанческие операции или осуществлять захват и дальнейший контроль крупных районов страны, как это делает Аль-Каида.
АКАП, тем временем, работает, чтобы углубить свои региональные и племенные связи, стараясь не совершать резонансные теракты, ставшие визитной карточкой Исламского государства.
Вместо этого оно сосредоточилось на кампании «сердца и умы», которая группа продвигает по всему земному шару. Из-за этого, вытеснить Аль-Каиду из районов, которые она контролирует в Йемене, будет гораздо труднее чем в 2012 году, и она будет оставаться серьезным игроком, и очень серьезной угрозой — в обозримом будущем.
*Организации признаны террористическими и запрещены в России
По материалам Stratfor